Главная > Должностные инструкции
Должностная инструкция
Психолог в социальной сфере
Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере
1. Общие положения
1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.
1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:
1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;
2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;
3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:
1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);
2) методологию командной работы;
3) психологию управления, организационную психологию;
4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;
6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;
7) техники эффективной коммуникации со специалистами;
8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);
9) технологию разрешения конфликтов;
10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;
11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;
12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;
13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;
14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;
15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);
16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);
17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);
18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);
19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;
20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;
21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;
22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);
23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;
24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);
25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
26) методы и методики общей и социальной психологии;
27) методологию проведения тренингов;
28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;
29) психологию воспитания и педагогики;
30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;
31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);
32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;
33) технологию работы с разными социальными группами;
34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);
35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;
36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);
37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;
38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;
39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;
40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;
41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;
42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);
43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;
44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);
45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;
46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;
47) методы и технологию управления современными рисками;
48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;
50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;
51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;
52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;
53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;
55) документоведение;
56) Правила внутреннего трудового распорядка;
57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:
1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;
2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;
3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;
4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;
5) вести документацию и служебную переписку;
6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;
7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;
8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;
9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;
10) аргументировать свою позицию;
11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;
15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
16) создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов;
17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;
18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;
20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;
22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;
23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;
24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;
25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;
26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;
27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;
28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;
29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;
30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;
31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;
32) разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами;
33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;
34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;
35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;
36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;
37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;
38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;
39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;
40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;
41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;
42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;
43) общаться с разными категориями клиентов;
44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;
45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;
46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;
47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;
48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;
49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;
50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;
51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;
52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;
53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;
54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;
55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;
56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;
57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);
58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;
59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;
60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;
61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;
62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;
63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;
64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;
67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;
68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;
69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;
70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;
71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;
72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;
74) вести делопроизводство и служебную переписку;
75) ……… (другие навыки и умения)
1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:
1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);
2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);
5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);
6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;
2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;
3) обучает специалистов межведомственной команды;
4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;
5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;
6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;
7) ведет учет результатов работы.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;
3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;
4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;
5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;
6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;
7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
8) ведет учет проведенных работ.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;
2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;
3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;
4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;
5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;
6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;
7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;
8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;
2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);
3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;
4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;
5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;
6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;
7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;
8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;
9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;
10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;
11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;
12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;
2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;
3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);
4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;
5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;
6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;
7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;
8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;
2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;
3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);
4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;
5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;
6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;
7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;
3) разрабатывает рекомендации для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими;
4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;
5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);
6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;
7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;
8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;
9) ведет учет проведенных работ.
3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;
5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;
7) ведет учет проведенных работ.
3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.10. ……… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:
1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;
2) соблюдает требования профессиональной этики.
3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Психолог в социальной сфере имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения)
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники