ФГОС 09.02.04
Информационные системы (по отраслям)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
09.02.04
Информационные системы (по отраслям)
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Техник по информационным системам |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Специалист по информационным системам |
3 года 10 месяцев |
основное общее образование |
4 года 10 месяцев |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3186 |
2124 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы |
648 |
432 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
168 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
336 |
168 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебные циклы |
432 |
288 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
решать дифференциальные уравнения;
знать:
основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
основы дифференциального и интегрального исчисления |
|
|
ЕН.01. Элементы высшей математики |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3 | |
уметь:
формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
знать:
основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;
формулы алгебры высказываний;
методы минимизации алгебраических преобразований;
основы языка и алгебры предикатов |
|
|
ЕН.02. Элементы математической логики |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3 | |
уметь:
вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
использовать методы математической статистики;
знать:
основы теории вероятностей и математической статистики;
основные понятия теории графов. |
|
|
ЕН.03. Теория вероятностей и математическая статистика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2106 |
1404 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1080 |
720 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем;
осуществлять поддержку функционирования информационных систем;
знать:
построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности;
принципы работы основных логических блоков систем;
классификацию вычислительных платформ и архитектур;
параллелизм и конвейеризацию вычислений;
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратная совместимость |
|
|
ОП.01. Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.9 | |
уметь:
устанавливать и сопровождать операционные системы;
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
пользоваться инструментальными средствами операционной системы;
знать:
понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем;
операционное окружение;
машинно-независимые свойства операционных систем;
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы |
|
|
ОП.02. Операционные системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.7, 1.9 - 1.10 | |
уметь:
организовывать и конфигурировать компьютерные сети;
строить и анализировать модели компьютерных сетей;
эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач;
выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств;
работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека протоколов:
TCP/IP, IPX/SPX);
устанавливать и настраивать параметры протоколов;
проверять правильность передачи данных;
обнаруживать и устранять ошибки при передаче данных;
знать:
основные понятия компьютерных сетей:
типы, топологии, методы доступа к среде передачи;
аппаратные компоненты компьютерных сетей;
принципы пакетной передачи данных;
понятие сетевой модели;
сетевую модель OSI и другие сетевые модели;
протоколы:
основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установка протоколов в операционных системах;
адресацию в сетях, организацию межсетевого воздействия |
|
|
ОП.03. Компьютерные сети |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.7, 1.9 - 1.10 | |
уметь:
предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
знать:
национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
сертификацию, системы и схемы сертификации;
основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов |
|
|
ОП.04. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.5, 1.7, 1.9 | |
уметь:
выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;
использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;
знать:
цели автоматизации производства;
типы организационных структур;
реинжиниринг бизнес-процессов;
требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;
модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы;
технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы;
организацию труда при разработке информационной системы;
оценку необходимых ресурсов для реализации проекта |
|
|
ОП.05. Устройство и функционирование информационной системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3 - 1.6, 1.9 | |
уметь:
использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;
знать:
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов |
|
|
ОП.06. Основы алгоритмизации и программирования |
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 1.2, 2.2 - 2.3 | |
уметь:
проектировать реляционную базу данных;
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
знать:
основы теории баз данных;
модели данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;
язык запросов SQL |
|
|
ОП.07. Основы проектирования баз данных |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.7, 1.9 | |
уметь:
выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;
осуществлять модернизацию аппаратных средств;
знать:
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;
периферийные устройства вычислительной техники;
нестандартные периферийные устройства |
|
|
ОП.08. Технические средства информатизации |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.5, 1.7 | |
уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
применять законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности;
знать:
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
|
ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.6 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.10, | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1026 |
684 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация и модификация информационных систем
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
инсталляции, настройки и сопровождения одной из информационных систем;
выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
сохранения и восстановления базы данных информационной системы;
организации доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя;
обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы и участия в разработке проектной и отчетной документации;
определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
использования инструментальных средств программирования информационной системы;
участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождения ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы;
разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы;
модификации отдельных модулей информационной системы;
взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;
уметь:
осуществлять сопровождение информационной системы, настройку для пользователя согласно технической документации;
поддерживать документацию в актуальном состоянии;
принимать решение о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;
идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
производить документирование на этапе сопровождения;
осуществлять сохранение и восстановление базы данных информационной системы;
составлять планы резервного копирования, определять интервал резервного копирования;
организовывать разноуровневый доступ пользователей информационной системы в рамках своей компетенции;
манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;
выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;
использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
строить архитектурную схему организации;
проводить анализ предметной области;
осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
оформлять программную и техническую документацию с использованием стандартов оформления программной документации;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
знать:
основные задачи сопровождения информационной системы;
регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
типы тестирования;
характеристики и атрибуты качества;
методы обеспечения и контроля качества;
терминологию и методы резервного копирования;
отказы системы;
восстановление информации в информационной системе;
принципы организации разноуровневого доступа в информационных системах, политику безопасности в современных информационных системах;
цели автоматизации организации;
задачи и функции информационных систем;
типы организационных структур;
реинжиниринг бизнес-процессов;
основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
особенности программных средств используемых в разработке информационных систем;
методы и средства проектирования информационных систем;
основные понятия системного анализа;
национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества. |
|
|
МДК.01.01. Эксплуатация информационной системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.10 |
МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем | |||||
ПМ.02 |
Участие в разработке информационных систем
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования инструментальных средств обработки информации;
участия в разработке технического задания;
формирования отчетной документации по результатам работ;
использования стандартов при оформлении программной документации;
программирования в соответствии с требованиями технического задания;
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
применения методики тестирования разрабатываемых приложений;
управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств;
уметь:
осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;
использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;
создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;
знать:
основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
сервисно ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;
объектно-ориентированное программирование;
спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента;
платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
основные процессы управления проектом разработки. |
|
|
МДК.02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.6 |
МДК.02.02.
Управление проектами | |||||
ПМ.03 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.10, 2.1 - 2.6 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
84 нед. |
Учебная практика |
25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
4482 |
2988 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы |
930 |
620 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
ОК 1 - 9
ПК 1.11 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебные циклы |
528 |
352 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
решать дифференциальные уравнения;
знать:
основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
основы дифференциального и интегрального исчисления |
|
|
ЕН.01. Элементы высшей математики |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 3.5 | |
уметь:
формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
знать:
основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;
формулы алгебры высказываний;
методы минимизации алгебраических преобразований;
основы языка и алгебры предикатов |
|
|
ЕН.02. Элементы математической логики |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 3.5 | |
уметь:
вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
использовать методы математической статистики;
знать:
основы теории вероятностей и математической статистики;
основные понятия теории графов |
|
|
ЕН.03. Теория вероятностей и математическая статистика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 3.5 | |
уметь:
использовать методы дискретной математики для решения практических задач;
знать:
представление функции в совершенных нормальных формах;
основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции;
логику предикатов;
основные понятия теории графов;
элементы теории автоматов. |
|
|
ЕН.04. Дискретная математика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.6, 1.7 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3024 |
2016 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1350 |
900 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
с помощью программных средств организовывать управление ресурсами электронно-вычислительных машин;
осуществлять поддержку функционирования информационных систем;
знать:
построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности;
принципы работы основных логических блоков систем;
классификацию вычислительных платформ и архитектур;
параллелизм и конвейеризацию вычислений;
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратную совместимость |
|
|
ОП.01. Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.9 | |
уметь:
устанавливать и сопровождать операционные системы;
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
пользоваться инструментальными средствами операционной системы;
знать:
понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем;
операционное окружение;
машинно-независимые свойства операционных систем;
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы |
|
|
ОП.02. Операционные системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.7, 1.9 - 1.10 | |
уметь:
организовывать и конфигурировать компьютерные сети;
строить и анализировать модели компьютерных сетей;
эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач;
выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств;
работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека протоколов:
TCP/IP, IPX/SPX);
устанавливать и настраивать параметры протоколов;
проверять правильность передачи данных;
обнаруживать и устранять ошибки при передаче данных;
знать:
основные понятия компьютерных сетей:
типы, топологии, методы доступа к среде передачи;
аппаратные компоненты компьютерных сетей;
принципы пакетной передачи данных;
понятие сетевой модели, сетевую модель OSI и другие сетевые модели;
протоколы:
основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установку протоколов в операционных системах;
адресацию в сетях, организацию межсетевого воздействия |
|
|
ОП.03. Компьютерные сети |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.7, 1.9 - 1.10 | |
уметь:
предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
знать:
национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
сертификацию, системы и схемы сертификации;
основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов |
|
|
ОП.04. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.5, 1.7, 1.9 | |
уметь:
выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;
использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;
знать:
цели автоматизации организации;
типы организационных структур;
реинжиниринг бизнес-процессов;
требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;
модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационных систем;
технологии проектирования информационных систем, оценку и управление качеством информационных систем;
организацию труда при разработке информационных систем;
оценку необходимых ресурсов для реализации проекта |
|
|
ОП.05. Устройство и функционирование информационной системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3 - 1.6, 1.9 | |
уметь:
использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;
знать:
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойства и методы |
|
|
ОП.06. Основы алгоритмизации и программирования |
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 1.2, 2.2 - 2.3 | |
уметь:
Проектировать реляционную базу данных;
использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных;
знать:
основы теории баз данных;
модели данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;
язык запросов SQL |
|
|
ОП.07. Основы проектирования баз данных |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.7, 1.9 | |
уметь:
выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;
осуществлять модернизацию аппаратных средств;
знать:
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;
периферийные устройства вычислительной техники;
нестандартные периферийные устройства |
|
|
ОП.08. Технические средства информатизации |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.5, 1.7 | |
уметь:
применять математические методы и вычислительные алгоритмы для решения практических задач;
использовать инструментальные средства для построения и исследования математических моделей;
владеть навыками математического моделирования;
знать:
основные принципы построения математических моделей;
основные типы математических моделей, используемых при описании сложных систем и при принятии решений;
классификацию моделей, систем, задач и методов;
методику проведения компьютерного эксперимента;
методы исследования математических моделей разных типов |
|
|
ОП.09. Компьютерное моделирование |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.2,
3.4 - 3.6 | |
уметь:
применять основные технологии экспертных систем;
использовать модели и методы принятия решений;
знать:
основные понятия и направления интеллектуализации автоматизированных информационных систем;
достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;
экспертные системы:
классификацию, структуру и этапы проектирования;
модели представления знаний и методы их обработки;
модели и методы принятия решений, применяемые в экспертных системах |
|
|
ОП.10.
Интеллектуальные системы и технологии |
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.6, 3.1 | |
уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
применять законодательство в сфере интеллектуальной собственности;
знать:
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
|
ОП.11. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.6 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.11, 2.1 - 2.7,
3.1 - 3.6 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1674 |
1116 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация и модификация информационных систем
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
инсталляции, настройки и сопровождения одной из информационных систем;
выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
сохранения и восстановления базы данных информационной системы;
организации доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя;
обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы и участия в разработке проектной и отчетной документации;
определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
использования инструментальных средств программирования информационной системы;
участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождения ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы;
разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы;
модификации отдельных модулей информационной системы;
взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;
уметь:
осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя согласно технической документации;
поддерживать документацию в актуальном состоянии;
принимать решение о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;
идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
производить документирование на этапе сопровождения;
осуществлять сохранение и восстановление базы данных информационной системы;
составлять планы резервного копирования, определять интервал резервного копирования;
организовывать разноуровневый доступ пользователей информационной системы в рамках своей компетенции;
манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;
выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;
использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
строить архитектурную схему организации;
проводить анализ предметной области;
осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
оформлять программную и техническую документацию с использованием стандартов оформления программной документации;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
знать:
основные задачи сопровождения информационной системы;
регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
типы тестирования;
характеристики и атрибуты качества;
методы обеспечения и контроля качества;
терминологию и методы резервного копирования;
отказы системы;
восстановление информации в информационной системе;
принципы организации разноуровневого доступа в информационных системах, политику безопасности в современных информационных системах;
цели автоматизации предприятия;
задачи и функции информационных систем, типы организационных структур;
реинжиниринг бизнес-процессов;
основные модели построения информационной системы, их структуру, особенности и области применения;
особенности программных средств, используемых в разработке информационной системы;
методы и средства проектирования информационной системы;
основные понятия системного анализа;
национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества. |
|
|
МДК.01.01. Эксплуатация информационной системы |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.11 |
МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационной системы | |||||
ПМ.02 |
Участие в разработке информационных систем
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования инструментальных средств обработки информации;
участия в разработке технического задания;
формирования отчетной документации по результатам работ;
использования стандартов при оформлении программной документации;
программирования в соответствии с требованиями технического задания;
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
применения методики тестирования разрабатываемых приложений;
управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств;
уметь:
осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;
использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;
создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;
знать:
основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;
объектно-ориентированное программирование, спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента;
платформы для создания, исполнения и управления информационной системы;
основные процессы управления проектом разработки. |
|
|
МДК.02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационной системы |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.7 |
МДК.02.02.
Управление проектами | |||||
ПМ.03 |
Соадминистрирование и автоматизация баз данных и серверов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в соадминистрировании серверов;
формирования необходимых для работы информационной системы требований к конфигурации локальных компьютерных сетей;
разработки политики безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;
идентификации технических проблем, возникающих в процессе эксплуатации баз данных;
использования средства автоматизации баз данных;
проведения экспериментов по заданной методике, анализирования результатов;
проверки наличия сертификатов на информационную систему или бизнес-приложения, применения законодательства Российской Федерации в области сертификации программных средств информационных технологий;
уметь:
проектировать и создавать базы данных на основе информационной модели предметной области, используя теоретические основы реляционных баз данных;
выполнять запросы на изменение структуры базы, добавление, обновление и удаление данных, запросы на выборку и обработку данных на языке SQL;
осуществлять основные функции по администрированию баз данных;
создавать простейшие приложения баз данных;
программировать, создавать базовые запросы, делать выборки данных, группировать, суммировать, объединять, модифицировать данные;
развертывать, обслуживать и поддерживать работу современных баз данных и серверов;
анализировать бизнес-требования для разработки политики безопасности, разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;
использовать средства автоматизации баз данных и серверов баз данных;
использовать методы и способы оценки характеристик системы обеспечения качества производства информационных систем или приложений, владеть технологиями проведения сертификации программного средства;
знать:
инфологическое проектирование базы данных;
модели данных, иерархическую, сетевую и реляционную модели данных, их типы, основные операции и ограничения;
представление структур данных;
современные тенденции построения файловых систем;
основные типы промышленных систем управления базами данных;
тенденции развития банков данных;
создание сложных запросов и программирование для SQL-сервера;
технологию установки и настройки сервера баз данных;
анализ требований к безопасности сервера базы данных;
разработку политики безопасности, использование шифрования для обеспечения безопасности, использование сертификатов для обеспечения безопасности, реагирование на угрозы и атаки;
уровень качества программной продукции, нормативные документы по стандартизации, законодательство Российской Федерации в области сертификации программной продукции, механизмы оценки соответствия системы качества информационных систем заданным требованиям;
виды сертификатов, систему добровольной сертификации;
взаимодействие между различными системами сертификаций. |
|
|
МДК.03.01. Управление и автоматизация баз данных |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.7 |
МДК.03.02.
Сертификация информационных систем | |||||
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1944 |
1296 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
6426 |
4284 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
29 нед. |
1044 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.11, 2.1 - 2.7,
3.1 - 3.7 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
| |||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
119 нед. |
Учебная практика |
29 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
34 нед. |
Итого |
199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
16199 |
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин |
14995 |
Наладчик технологического оборудования |
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники