ФГОС 140404.01
Электрослесарь по ремонту оборудования электростанций
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
140404.01
Электрослесарь по ремонту оборудования электростанций
|
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
|
среднее общее образование |
Электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций
Электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств
Электрослесарь по ремонту электрических машин
Электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций
Слесарь по ремонту оборудования топливоподачи |
10 мес. |
|
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389) | ||
|
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. |
|
|
ОП.01. Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1
ПК 6.1 | |
|
|
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. |
|
|
ОП.02. Электротехника |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.2
ПК 6.1 - 6.3 |
|
|
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. |
|
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.2
ПК 6.1 - 6.3 |
|
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;
знать:
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
виды химической и термической обработки сталей;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии. |
|
|
ОП.04. Материаловедение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.2
ПК 6.1 - 6.3 |
|
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.2
ПК 6.1 - 6.3 |
|
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.2
ПК 6.1 - 6.3 |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
430 |
300 |
|
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
|
ПМ.01 |
Ремонт и обслуживание автоматики и средств измерений электростанций
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работ по выявлению и устранению дефектов средств измерений теплотехнического контроля, авторегулирования и управления;
работы по разборке и сборке кинематики и подвижной системы средств измерений и авторегулирования, по замене измерительной системы;
по регулированию кинематики, градуировке или переградуировке, слесарной обработке деталей, монтажу сложных схем, сочленений и соединений деталей приборов;
работ по настройке и наладке устройств релейных схем защит и автоматики технологического оборудования;
по снятию разгонных характеристик несложных объектов для автоматизации, расходных характеристик регулирующих органов;
уметь:
выявлять дефекты в работе автоматики и средств измерения и устранять их;
составлять дефектные ведомости, заполнять паспорта и аттестаты на приборы и автоматические устройства;
выполнять разборку (сборку) средств измерений и авторегулирования;
выполнять замену измерительной системы, регулирование кинематики, ее градуировку или переградуировку;
вычислять абсолютную и относительную погрешности при проверке и испытании приборов;
настраивать и налаживать устройства релейных схем защит и автоматики технологического оборудования;
знать:
причины возникновения и методы устранения дефектов в работе средств измерений и автоматики;
меры предупреждения дефектов;
устройство, назначение и принцип действия ремонтируемых средств измерений и авторегулирования и технические условия на их ремонт, монтаж и наладку;
правила вычисления абсолютной и относительной погрешностей при проверке и испытании средств измерений;
принципы действия и электрические схемы применяемых датчиков, схемы технологической сигнализации, методы проверки и настройки авторегуляторов тепловых процессов на месте установки, статические и динамические характеристики объекта, методы настройки автоматической системы регулирования с жесткой обратной связью, основы механики и элементарной электроники. |
|
|
МДК.01.01. Техническое обслуживание и ремонт автоматики и средств измерений электростанций |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 |
|
ПМ.02 |
Ремонт оборудования распределительных устройств
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы по ремонту подвижных и неподвижных контактов и дугогасительных устройств, внутренней изоляции выключателей, проверке состояния и устранению дефектов приводов выключателей;
по ремонту разъединителей;
по ремонту компрессорных установок;
по проверке и отбраковке изоляторов;
капитального ремонта со сменой обмоток трансформаторов напряжением 35 кВ с устройством ПБВ (переключения без возбуждения) с применением электрического, пневматического и мерительного инструмента соответствующего такелажа;
ремонта крышек, баков, подъемных выхлопных устройств, воздухосборников и предохранительных клапанов;
разборки, замены неисправных деталей, армировки, вакуумсушки и заливки трансформаторным маслом негерметичных маслонаполненных вводов напряжением до 110 кВ;
уметь:
разбирать, ремонтировать и заменять дефектные детали оборудования всех типов напряжением 35 кВ;
ремонтировать трансформаторы напряжением 35 кВ и подбирать необходимую такелажную оснастку;
ремонтировать реакторы, дугогасительные катушки, трансформаторы напряжением до 110 кВ без вскрытия активной части;
знать:
конструкцию оборудования и составляющих его элементов;
правила чтения схем первичных соединений электрооборудования;
минимально допустимые расстояния между оборудованием закрытых и открытых распределительных устройств напряжением до 35 кВ;
конструкцию силовых трансформаторов всех мощностей, специальных сухих и масляных трансформаторов мощностью до 6300 кВА.
измерительных трансформаторов напряжением до 35 кВ, методы осушки и чистки трансформаторного масла цеолитовой установкой;
конструкцию трансформаторов, высоковольтных вводов трансформаторов, переключающих устройств типа регулятор напряжения трансформаторов (РПН), реакторов, дугогасительных катушек напряжением до 110 кВ и последовательность операций по их ремонту; метод вакуумной сушки. |
|
|
МДК.02.01. Техническое обслуживание оборудования распределительных устройств |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3 |
|
ПМ.03 |
Ремонт электрических машин
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выявления и устранения неисправностей и дефектов в электрических машинах;
поверки изоляции мегометром;
текущего капитального ремонта по типовой номенклатуре турбогенераторов и их возбудителей, синхронных компенсаторов;
уметь:
выполнять точные и сложные ремонтно-сварочные работы;
слесарную обработку деталей;
определять неисправности и дефекты в электрических машинах;
ремонтировать уплотняющие подшипники, газоохладители и электрическую часть электрофильтров;
определять сортамент и качество материалов, применяемых при ремонте электрических машин;
составлять чертежи и эскизы;
знать:
виды неисправностей в электрических машинах и способы их устранения;
приемы работ и последовательность операций по разборке, ремонту и сборке турбогенераторов;
конструкции турбогенераторов и их возбудителей;
характер повреждений электрических машин, способы их выявления и устранения;
посадки цилиндрических соединений и их обозначение;
общие сведения о сушке и пропитке обмоток;
общие сведения об изоляции электрических машин. |
|
|
МДК.03.01. Технология ремонта электрических машин |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.2 |
|
ПМ.04 |
Ремонт электрооборудования электрических станций
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
разборки, замены неисправных деталей, армировки, вакуумсушки, заливки трансформаторным маслом негерметичных маслонаполненных вводов напряжением до 110 кВ;
соединения медных, алюминиевых проводов методом прессовки и обжатия;
выполнения сложных слесарных операций с обработкой по 7 - 10 квалитетам (2 - 3 класс точности) с подгонкой и доводкой;
осмотра и ремонта измерительных трансформаторов напряжением 35 кВ, силовых трансформаторов мощностью до 40000 кВ напряжением 110 кВ;
работ по ремонту гидрогенераторов и их возбудителей, преобразователей;
работы по очистке и регенерации масел;
уметь:
ремонтировать оборудование с частичной заменой элементов, проводить монтаж и демонтаж оборудования, профилактику, регулировку и наладку электрооборудования и аппаратуры открытых и закрытых распределительных устройств гидроэлектростанций (ГЭС) напряжением до 35 кВ, кабельных линий, вводных устройств кабельной аппаратуры напряжением до 35 кВ, ревизию реакторов, дугогасящих катушек, силовых трансформаторов без выемки и керна;
измерять изоляцию натяжных гирлянд открытых распределительных устройств;
ремонтировать компрессорные установки;
проводить технический осмотр и ремонт силовых двухобмоточных трансформаторов мощностью до 40000 кВА напряжением до 110 кВ, измерительных трансформаторов напряжением до 35 кВ, печных и сварочных (сухих и масляных) трансформаторов мощностью до 6300 кВА напряжением до 35 кВ;
выполнять текущий и капитальный ремонты по типовой номенклатуре гидрогенераторов и их возбудителей, преобразователей;
составлять эскизы, чертежи и схемы на простые узлы электрических машин;
ремонтировать и обслуживать маслоочистительную аппаратуру гидроэлектростанций;
знать:
элементы конструкции электротехнического оборудования гидроэлектростанций;
наиболее характерные повреждения, способы их выявления и устранения;
приемы работ и последовательность операций при разборке, ремонте и сборке электротехнического оборудования распределительных устройств (РУ) напряжением до 110 кВ;
приемы работ при ремонте, монтаже и демонтаже силовых кабелей и соединительных муфт напряжением до 35 кВ;
основные сведения о профилактических испытаниях электрооборудования, методах их проведения и испытательной аппаратуре;
назначение и конструкции кабельной аппаратуры и вводных устройств силовых кабелей напряжением до 110 кВ, соединительных, стопорных и концевых муфт различных конструкций для наружных и внутренних установок;
технологический процесс прокладки кабелей на трассе действующих кабелей;
назначение термосифонных и воздушных фильтров и простых устройств азотной защиты масляных трансформаторов, масляных реакторов;
конструктивные особенности ремонтируемого оборудования;
приемы работ и последовательность операций при ремонтах гидрогенераторов и их возбудителей;
конструктивные особенности гидрогенераторов и их возбудителей;
устройство маслоочистительной аппаратуры: центрифуги, фильтр-пресса. |
|
|
МДК.04.01. Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций |
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.4 |
|
ПМ.05 |
Ремонт оборудования топливоподачи
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ремонта, сборки, регулирования и испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного оборудования;
выполнения такелажных работ по вертикальному и горизонтальному перемещению узлов и деталей при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений;
браковки деталей и устранения брака;
гидравлических испытаний трубопроводов и сосудов;
уметь:
ремонтировать, собирать, регулировать и испытывать узлы и механизмы оборудования топливоподачи;
изготавливать различные установочные и разметочные шаблоны;
выполнять горячую посадку на вал и запрессовку в корпусах деталей;
прокладывать по схеме, чертежу трубопроводные линии по помещениям топливоподачи и вне их;
испытывать трубопроводы и сосуды;
определять степень износа, дефекта детали, состояние пригодности ее к дальнейшей работе;
знать:
технологию и организацию ремонта узлов и механизмов оборудования топливоподачи:
технику сборки, регулировки и испытаний узлов и механизмов оборудования топливоподачи;
приемы и особенности изготовления различных установочных и разметочных шаблонов;
технику горячей посадки на вал и запрессовки в корпусах деталей;
правила прокладки по схеме, чертежу трубопроводных линий по помещениям топливоподачи и вне их;
правила и оборудование для испытаний трубопроводов и сосудов;
виды и правила определения износа, дефектов деталей. |
|
|
МДК.05.01. Технология ремонта оборудования топливоподачи |
ОК 1 - 7
ПК 5.1 - 5.2 |
|
ПМ.06 |
Ремонт и испытания такелажного оборудования и оснастки
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
капитального ремонта редуктора с заменой червячных пар и цилиндрических зубчатых колес;
изготовления стропов, заделки сгонов и коушей;
сращивания металлических тросов и канатов;
определения массы и центра тяжести поднимаемых и перемещаемых изделий, конструкций и сооружений;
уметь:
разбирать и собирать, ремонтировать и регулировать узлы и механизмы грузоподъемных машин;
проводить испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин;
выполнять вертикальное и горизонтальное перемещение узлов и деталей для сборки, разборки и установки на проектную отметку или фундамент машин, механизмов и станков;
выполнять установку, монтаж и демонтаж блоков, талей, якорей, мачт и полиспастов;
проводить подбор и испытание тросов, канатов, цепей и специальных приспособлений;
знать:
устройство грузоподъемных машин и механизмов и такелажных средств;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
правила испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин и такелажных средств;
правила подъема и перемещения оборудования машин, механизмов, станков и изделий;
способы испытания такелажного оборудования и оснастки |
|
|
МДК.06.01. Выполнение такелажных работ |
ОК 1 - 7
ПК 6.1 - 6.3 |
|
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 6.3 |
|
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389) | |||||
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389) | |||||
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389) | |||||
|
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
Каникулы |
2 нед. |
|
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники

