ФГОС 140407.01
Слесарь по ремонту оборудования электростанций
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
140407.01
Слесарь по ремонту оборудования электростанций
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
Слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
344 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. |
|
|
ОП.01. Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 |
|
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство;
принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. |
|
|
ОП.02. Электротехника |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3 |
|
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. |
|
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3 |
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;
знать:
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
виды химической и термической обработки сталей;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии. |
|
|
ОП.04. Материаловедение |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 |
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
440 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
440 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Ремонт оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ревизии предохранительных клапанов;
ревизии регуляторов перегрева пара и питания;
наружного и внутреннего осмотра котлов различных систем;
ремонта и замены труб регенеративных воздухоподогревателей;
балансировки роторов и отдельных колес дымососов, вентиляторов, насосов, редукторов;
опробования на холостом ходу мельниц;
испытания после ремонта электрофильтров;
замены коллекторов, змеевиков экономайзеров и пароперегревателей котлов, горелок, арматуры на трубах;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на оборудовании котельных и пылеприготовительных цехов;
определять причины и степень износа оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
проводить проверку в работе основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов после ремонта;
разбирать, собирать, ремонтировать, регулировать и проводить испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
изготавливать установочные и разметочные шаблоны;
производить слесарную обработку деталей с подгонкой и доводкой;
производить необходимые замеры при ремонте поверхностей нагрева, вращающихся механизмов, пылеприготовительных и топочных устройств;
прокладывать трубопроводы по чертежам и схемам с соблюдением технических условий;
выполнять сборочные и реконструктивные монтажные работы на станционных трубопроводах и арматуре;
проверять в работе вращающиеся механизмы, определять и устранять вибрацию и причины, вызывающие ее;
знать:
основные дефекты, виды износа и нарушения работы оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и методы их устранения;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
последовательность и приемы выполнения подготовительных работ для дефектоскопии сварных соединений;
виды, назначение, устройство основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
способы, приемы и последовательность ремонта;
используемые средства для ремонта;
методы, средства контроля качества ремонта;
способы изгибания труб на станке и с нагревом;
технологию вальцовки труб;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
устройство подшипников скольжения и качения; правила выполнения работ по регулировке и центровке основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
правила испытания сосудов и трубопроводов;
технические условия на ремонт, сборку и изготовление сложных деталей и узлов котельного и пылеприготовительного оборудования;
основные положения планового и предупредительного ремонта;
схемы основных трубопроводов;
технические условия прокладки трубопроводов;
технику сборочных и реконструктивных монтажных работ на станционных трубопроводах и арматуре;
порядок проверки в работе вращающихся механизмов, способы определения и устранения причин, вызывающих вибрацию. |
|
|
МДК.01.01. Технология ремонта оборудования котельных и пылеприготовительных цехов |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 |
ПМ.02 |
Ремонт парогазотурбинного оборудования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
испытания на плотность арматуры;
определения зазоров подшипников турбоагрегата;
ревизии сервомотора части высокого давления;
гидравлических испытаний теплообменников и насосов;
выявления дефектов фильтров;
замены трубок конденсаторов;
ремонта насосов и компрессоров, теплообменников, фильтров;
ремонта и наладки узлов систем регулирования;
ремонта и сборки сервомотора;
проверки плотности баков;
вскрытия и ремонта парогазотурбинных установок;
шабровки поверхностей;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на парогазотурбинном оборудовании;
определять причины и степень износа отдельных узлов и деталей парогазотурбинного оборудования, арматуры;
определять пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
ремонтировать, регулировать, проводить испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования средней сложности с применением сложного пневматического и электрифицированного инструмента, специальных приспособлений, оборудования и средств измерений;
изготавливать установочные и разметочные шаблоны;
производить слесарную обработку деталей с подгонкой и доводкой;
производить необходимые замеры при ремонте узлов, деталей и механизмов основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
разбирать и собирать узлы и механизмы основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
прокладывать по чертежам и схемам трубопроводы всех категорий с соблюдением технических условий;
выполнять сборочные и реконструктивные монтажные работы на станционных трубопроводах и арматуре;
знать:
основные дефекты, виды износа и нарушения работы парогазотурбинного оборудования, методы их устранения;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
нормы на износ отдельных элементов и деталей турбоагрегатов;
меры предупреждения преждевременного износа элементов и деталей турбоагрегатов;
виды, назначение, устройство основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
способы, приемы и последовательность ремонта;
используемые средства для ремонта;
методы, средства контроля качества ремонта;
способы гибки труб на станке и с нагревом;
технологию вальцовки труб;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
устройство подшипников скольжения и качения;
область применения труб, изготовленных различными способами;
технические условия на ремонт, сборку и изготовление сложных деталей и узлов оборудования;
основные положения планово-предупредительного ремонта;
схемы основных трубопроводов;
правила испытания сосудов и трубопроводов;
технические условия на монтаж и демонтаж вспомогательного и основного парогазотурбинного оборудования;
правила выполнения работ по регулировке и центровке парогазотурбинного оборудования. |
|
|
МДК.02.01. Ремонтные работы парогазотурбинного оборудования |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3 |
ПМ.03 |
Ремонт оборудования тепловых сетей
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выявления дефектов труб и арматуры;
ревизии центробежных насосов;
ремонта арматуры;
установки, центровки, гидравлического испытания компенсаторов;
ремонта центробежных насосов;
ремонта трубопроводов;
балансировки роторов насосов;
монтажа, демонтажа и прокладки трубопроводов;
ремонта каналов и колодцев тепловых сетей;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на оборудовании тепловых сетей;
определять причины и степень износа отдельных узлов и деталей оборудования;
определять пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
проводить гидравлическое испытание оборудования;
выполнять ремонт, реконструкцию и установку арматуры, трубопроводов и компенсаторов, изготовление шаблонов, подвешивание подземных коммуникаций в местах пересечений с трубопроводами;
проводить сборочные и монтажные работы на трубопроводах, выполнять разметку по чертежам и эскизам;
выполнять установку коверов, гидрантов и водоразборных колонок, сифонов и гидравлических затворов;
знать:
основные требования к оборудованию, эксплуатации, испытаниям тепловых сетей;
причины и способы устранения повреждений трубопроводов;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
технические условия на регулировку оборудования тепловых сетей;
устройство основного и вспомогательного оборудования тепловых сетей;
схемы трубопроводов, классификацию, технические характеристики и особенности работы трубопроводов, арматуры, компенсаторов и насосов;
технические условия на ремонт трубопроводов;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования тепловых сетей;
правила вывода оборудования тепловых сетей в ремонт;
последовательность выполнения операций по разборке и сборке трубопроводов;
правила и приемы испытания трубопроводов;
основные требования к оборудованию тепловых сетей;
технические характеристики камер, колодцев, коллекторов. |
|
|
МДК.03.01. Ремонт оборудования тепловых сетей |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3 |
ПМ.04 |
Ремонт и испытания такелажного оборудования и оснастки
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
капитального ремонта редуктора с заменой червячных пар и цилиндрических зубчатых колес;
изготовления стропов, заделки сгонов и коушей;
сращивания металлических тросов и канатов;
определения массы и центра тяжести поднимаемых и перемещаемых изделий, конструкций и сооружений;
уметь:
разбирать и собирать, ремонтировать и регулировать узлы и механизмы грузоподъемных машин;
проводить испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин;
выполнять вертикальное и горизонтальное перемещение узлов и деталей для сборки, разборки и установки на проектную отметку или фундамент машин, механизмов и станков;
устанавливать, монтировать и демонтировать блоки, тали, якоря, мачты и полиспасты;
подбирать и испытывать тросы, канаты, цепи и специальные приспособления;
знать:
устройство грузоподъемных машин и механизмов и такелажных средств;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
правила испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин и такелажных средств;
правила подъема и перемещения оборудования машин, механизмов, станков и изделий;
способы испытания такелажного оборудования и оснастки. |
|
|
МДК.04.01. Выполнение такелажных работ |
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники