ФГОС 140407.01
Слесарь по ремонту оборудования электростанций
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
140407.01
Слесарь по ремонту оборудования электростанций
|
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
|
среднее общее образование |
Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
Слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования |
10 мес. |
|
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | ||
|
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
344 |
236 |
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. |
|
|
ОП.01. Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 |
|
|
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство;
принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. |
|
|
ОП.02. Электротехника |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3 |
|
|
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. |
|
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3 |
|
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;
знать:
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
виды химической и термической обработки сталей;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии. |
|
|
ОП.04. Материаловедение |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 |
|
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
|
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
440 |
300 |
|
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
440 |
300 |
|
|
|
ПМ.01 |
Ремонт оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ревизии предохранительных клапанов;
ревизии регуляторов перегрева пара и питания;
наружного и внутреннего осмотра котлов различных систем;
ремонта и замены труб регенеративных воздухоподогревателей;
балансировки роторов и отдельных колес дымососов, вентиляторов, насосов, редукторов;
опробования на холостом ходу мельниц;
испытания после ремонта электрофильтров;
замены коллекторов, змеевиков экономайзеров и пароперегревателей котлов, горелок, арматуры на трубах;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на оборудовании котельных и пылеприготовительных цехов;
определять причины и степень износа оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
проводить проверку в работе основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов после ремонта;
разбирать, собирать, ремонтировать, регулировать и проводить испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
изготавливать установочные и разметочные шаблоны;
производить слесарную обработку деталей с подгонкой и доводкой;
производить необходимые замеры при ремонте поверхностей нагрева, вращающихся механизмов, пылеприготовительных и топочных устройств;
прокладывать трубопроводы по чертежам и схемам с соблюдением технических условий;
выполнять сборочные и реконструктивные монтажные работы на станционных трубопроводах и арматуре;
проверять в работе вращающиеся механизмы, определять и устранять вибрацию и причины, вызывающие ее;
знать:
основные дефекты, виды износа и нарушения работы оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и методы их устранения;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
последовательность и приемы выполнения подготовительных работ для дефектоскопии сварных соединений;
виды, назначение, устройство основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
способы, приемы и последовательность ремонта;
используемые средства для ремонта;
методы, средства контроля качества ремонта;
способы изгибания труб на станке и с нагревом;
технологию вальцовки труб;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
устройство подшипников скольжения и качения; правила выполнения работ по регулировке и центровке основного и вспомогательного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
правила испытания сосудов и трубопроводов;
технические условия на ремонт, сборку и изготовление сложных деталей и узлов котельного и пылеприготовительного оборудования;
основные положения планового и предупредительного ремонта;
схемы основных трубопроводов;
технические условия прокладки трубопроводов;
технику сборочных и реконструктивных монтажных работ на станционных трубопроводах и арматуре;
порядок проверки в работе вращающихся механизмов, способы определения и устранения причин, вызывающих вибрацию. |
|
|
МДК.01.01. Технология ремонта оборудования котельных и пылеприготовительных цехов |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 |
|
ПМ.02 |
Ремонт парогазотурбинного оборудования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
испытания на плотность арматуры;
определения зазоров подшипников турбоагрегата;
ревизии сервомотора части высокого давления;
гидравлических испытаний теплообменников и насосов;
выявления дефектов фильтров;
замены трубок конденсаторов;
ремонта насосов и компрессоров, теплообменников, фильтров;
ремонта и наладки узлов систем регулирования;
ремонта и сборки сервомотора;
проверки плотности баков;
вскрытия и ремонта парогазотурбинных установок;
шабровки поверхностей;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на парогазотурбинном оборудовании;
определять причины и степень износа отдельных узлов и деталей парогазотурбинного оборудования, арматуры;
определять пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
ремонтировать, регулировать, проводить испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования средней сложности с применением сложного пневматического и электрифицированного инструмента, специальных приспособлений, оборудования и средств измерений;
изготавливать установочные и разметочные шаблоны;
производить слесарную обработку деталей с подгонкой и доводкой;
производить необходимые замеры при ремонте узлов, деталей и механизмов основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
разбирать и собирать узлы и механизмы основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
прокладывать по чертежам и схемам трубопроводы всех категорий с соблюдением технических условий;
выполнять сборочные и реконструктивные монтажные работы на станционных трубопроводах и арматуре;
знать:
основные дефекты, виды износа и нарушения работы парогазотурбинного оборудования, методы их устранения;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
нормы на износ отдельных элементов и деталей турбоагрегатов;
меры предупреждения преждевременного износа элементов и деталей турбоагрегатов;
виды, назначение, устройство основного и вспомогательного парогазотурбинного оборудования;
способы, приемы и последовательность ремонта;
используемые средства для ремонта;
методы, средства контроля качества ремонта;
способы гибки труб на станке и с нагревом;
технологию вальцовки труб;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
устройство подшипников скольжения и качения;
область применения труб, изготовленных различными способами;
технические условия на ремонт, сборку и изготовление сложных деталей и узлов оборудования;
основные положения планово-предупредительного ремонта;
схемы основных трубопроводов;
правила испытания сосудов и трубопроводов;
технические условия на монтаж и демонтаж вспомогательного и основного парогазотурбинного оборудования;
правила выполнения работ по регулировке и центровке парогазотурбинного оборудования. |
|
|
МДК.02.01. Ремонтные работы парогазотурбинного оборудования |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3 |
|
ПМ.03 |
Ремонт оборудования тепловых сетей
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выявления дефектов труб и арматуры;
ревизии центробежных насосов;
ремонта арматуры;
установки, центровки, гидравлического испытания компенсаторов;
ремонта центробежных насосов;
ремонта трубопроводов;
балансировки роторов насосов;
монтажа, демонтажа и прокладки трубопроводов;
ремонта каналов и колодцев тепловых сетей;
уметь:
выявлять дефекты, возникающие на оборудовании тепловых сетей;
определять причины и степень износа отдельных узлов и деталей оборудования;
определять пригодность деталей к дальнейшей работе и возможность их восстановления;
проводить гидравлическое испытание оборудования;
выполнять ремонт, реконструкцию и установку арматуры, трубопроводов и компенсаторов, изготовление шаблонов, подвешивание подземных коммуникаций в местах пересечений с трубопроводами;
проводить сборочные и монтажные работы на трубопроводах, выполнять разметку по чертежам и эскизам;
выполнять установку коверов, гидрантов и водоразборных колонок, сифонов и гидравлических затворов;
знать:
основные требования к оборудованию, эксплуатации, испытаниям тепловых сетей;
причины и способы устранения повреждений трубопроводов;
сведения о дефектоскопии сварных соединений;
технические условия на регулировку оборудования тепловых сетей;
устройство основного и вспомогательного оборудования тепловых сетей;
схемы трубопроводов, классификацию, технические характеристики и особенности работы трубопроводов, арматуры, компенсаторов и насосов;
технические условия на ремонт трубопроводов;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования тепловых сетей;
правила вывода оборудования тепловых сетей в ремонт;
последовательность выполнения операций по разборке и сборке трубопроводов;
правила и приемы испытания трубопроводов;
основные требования к оборудованию тепловых сетей;
технические характеристики камер, колодцев, коллекторов. |
|
|
МДК.03.01. Ремонт оборудования тепловых сетей |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3 |
|
ПМ.04 |
Ремонт и испытания такелажного оборудования и оснастки
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
капитального ремонта редуктора с заменой червячных пар и цилиндрических зубчатых колес;
изготовления стропов, заделки сгонов и коушей;
сращивания металлических тросов и канатов;
определения массы и центра тяжести поднимаемых и перемещаемых изделий, конструкций и сооружений;
уметь:
разбирать и собирать, ремонтировать и регулировать узлы и механизмы грузоподъемных машин;
проводить испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин;
выполнять вертикальное и горизонтальное перемещение узлов и деталей для сборки, разборки и установки на проектную отметку или фундамент машин, механизмов и станков;
устанавливать, монтировать и демонтировать блоки, тали, якоря, мачты и полиспасты;
подбирать и испытывать тросы, канаты, цепи и специальные приспособления;
знать:
устройство грузоподъемных машин и механизмов и такелажных средств;
конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;
правила испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин и такелажных средств;
правила подъема и перемещения оборудования машин, механизмов, станков и изделий;
способы испытания такелажного оборудования и оснастки. |
|
|
МДК.04.01. Выполнение такелажных работ |
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3 |
|
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3 |
|
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
|
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
Каникулы |
2 нед. |
|
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники

