ФГОС 140446.01
Сборщик трансформаторов
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
140446.01
Сборщик трансформаторов
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Сборщик трансформаторов |
10 мес. |
основное общее образование |
Сборщик сердечников трансформаторов
|
2 года 5 мес. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. |
|
|
ОП.01. Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.3 |
|
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные
схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов,
электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действий, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. |
|
|
ОП.02.
Электротехника |
ОК 1 - 7
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 4.1
ПК 4.3 |
|
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
основы кинематики механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
понятие трения, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. |
|
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4 |
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения; различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;
знать:
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
виды химической и термической обработки сталей;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование: способы термообработки и защиты металлов от коррозии. |
|
|
ОП.04.
Материаловедение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 4.4 |
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья;
основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.4 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.4 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
450 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
450 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Подготовка деталей и узлов для сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации рабочего места сборщика трансформаторов;
планирования подготовительных работ для сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
работы с технической и технологической документацией по сборке сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
подготовки деталей и узлов для сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
сборки соединений деталей и узлов трансформаторов;
выполнения такелажных работ;
самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессиональных задач;
организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;
безопасного проведения производственных работ;
уметь:
определять по внешнему виду конструктивные элементы трансформатора, тип и назначение трансформаторов;
читать чертежи деталей и схемы трансформаторов;
подбирать основные и вспомогательные материалы для сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
определять отклонения геометрических параметров деталей от номинальных значений, волнистость и шероховатость поверхностей деталей;
выполнять подготовительные операции слесарной обработки (разметку, рубку, правку, гибку, резку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
производить размерную слесарную обработку (опиливание, обработку отверстий, обработку резьбовых поверхностей) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
выполнять пригоночные операции слесарной обработки (распиливание, припасовку, шабрение, притирку и доводку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
проводить сборку неподвижных неразъемных соединений (клепка, развальцовка, склеивание, соединение с гарантированным натягом);
проводить сборку неподвижных разъемных соединений (резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых);
осуществлять контроль качества сборки;
проводить заготовку изоляционных материалов;
выполнять операции соединения, ответвления, оконцевания жил проводов и кабелей;
контролировать качество электромонтажных соединений (лужение и пайка, сварка);
выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов, осуществлять строповку грузов;
обосновывать преимущества и значимость профессии сборщик трансформаторов на современном рынке труда;
планировать профессиональную деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;
выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения работ;
применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах, в том числе с использованием компьютерных программ;
выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;
пользоваться индивидуальными средствами защиты и первичными средствами пожаротушения;
использовать средства пожарной связи и сигнализации;
соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования; соблюдать технику безопасности при выполнении производственных работ;
знать:
классификацию, назначение, устройство, принципы и режимы работы трансформаторов;
основные элементы конструкции трансформаторов;
основные правила построения чертежей деталей и схем трансформаторов;
основные конструкционные и электротехнические материалы, используемые при изготовлении трансформаторов;
системы допусков и посадок, квалитеты, шероховатость;
классификацию, назначение, основные характеристики, способы применения измерительных инструментов и приспособлений;
классификацию, устройство и принципы действия слесарных инструментов и оборудования;
способы выполнения слесарной и механической обработки деталей и узлов в пределах различных классов точности и чистоты ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
способы выполнения неподвижных неразъемных и разъемных соединений деталей и узлов трансформаторов;
назначение, классификацию, основные требования, содержание и последовательность выполнения электромонтажных и электроизоляционных операций;
виды, конструкцию, принцип выбора, применение электромонтажных и изоляционных деталей, инструментов и приспособлений;
требования к качеству электромонтажных работ;
классификацию, назначение, устройство и принципы действия грузоподъемных средств и механизмов, грузозахватных приспособлений и инструментов;
правила выполнения такелажных работ при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов;
виды и типы организаций, форм занятости для трудоустройства сборщиков трансформаторов;
виды планирования работ сборщиков трансформаторов, способы самоконтроля;
способы работы с информацией при решении профессиональных задач;
нормы и правила оформления служебных документов;
правила техники безопасности при проведении работ. |
|
|
МДК.01.01.
Подготовка к сборке магнитопроводов и трансформаторов |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4 |
ПМ.02 |
Сборка сердечников трансформаторов (магнитопроводов)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации рабочего места сборщика сердечников трансформаторов;
планирования сборочных работ сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
работы с технической и технологической документацией по сборке сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
комплектации деталей и узлов и сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
шихтовки и прессовки сердечников трансформаторов;
отделки и бандажирования сердечников трансформаторов;
самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессиональных задач; организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;
безопасного проведения производственных работ;
уметь:
планировать проведение сборочных операций сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и организовывать их выполнение в соответствии с планом;
комплектовать детали и узлы сердечников трансформаторов (магнитопроводов) в соответствии с технико-технологической документацией;
выполнять сборку сердечников трансформаторов с отверстиями в активной стали (шпилечных магнитопроводов);
выполнять сборку сердечников трансформаторов без отверстий в активной стали (безшпилечных магнитопроводов);
выполнять сборку магнитопроводов реакторов;
выполнять отделку сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
производить бандажирование собранных сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения сборки;
применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицах, графиках, диаграммах, тексте), в том числе с использованием компьютерных программ;
выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;
пользоваться индивидуальными средствами защиты и первичными средствами пожаротушения; использовать средства пожарной связи и сигнализации;
соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования;
соблюдать технику безопасности при выполнении производственных работ;
знать:
способы изготовления пластин из электротехнической стали;
технологический процесс сборки магнитопроводов трансформаторов и реакторов; основные этапы, последовательность, используемое оборудование; виды планирования работ по сборке сердечников трансформаторов (магнитопроводов), способы самоконтроля;
способы работы с информацией при решении профессиональных задач;
виды, назначение, порядок использования технико-технологической документации в процессе сборки сердечников трансформаторов (магнитопроводов);
нормы и правила оформления служебных документов;
правила техники безопасности. |
|
|
МДК.02.01. Основы сборки магнитопроводов |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Сборка трансформаторов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации рабочего места сборщика трансформаторов;
планирования сборочных работ трансформаторов;
комплектации деталей и узлов для сборки трансформаторов;
проведения операций первой, второй, третьей сборки трансформаторов;
работы с технической и технологической документацией по сборке трансформаторов;
самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессиональных задач;
организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;
безопасного проведения производственных работ;
уметь:
планировать проведение сборочных операций трансформаторов и организовывать их выполнение в соответствии с планом;
комплектовать детали и узлы трансформаторов в соответствии с технико-технологической документацией;
выполнять распрессовку остова трансформатора;
выполнять расшихтовку верхнего ярма магнитопровода;
проводить насадку обмоток и укладку изоляции трансформатора;
выполнять расклиновку обмоток трансформатора;
выполнять шихтовку и прессовку верхнего ярма магнитопровода;
проводить заготовку отводов трансформатора;
выполнять сборку отводов низшего (НН) и высшего (ВН) напряжения;
проводить сушку активной части трансформатора;
выполнять отделку активной части трансформатора;
проводить подготовку бака и установку в бак активной части трансформатора, отделку трансформатора;
выполнять сборку трансформаторов на конвейере;
выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения сборки;
применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах, в том числе с использованием компьютерных программ;
выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;
пользоваться индивидуальными средствами защиты и первичными средствами пожаротушения;
использовать средства пожарной связи и сигнализации;
соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования;
соблюдать технику безопасности при выполнении производственных работ;
знать:
технологический процесс первой сборки трансформаторов: основные этапы, их последовательность, требования к организации рабочего места и безопасности работ;
технологический процесс второй сборки трансформаторов: основные этапы, последовательность, используемое оборудование, требования к организации рабочего места и безопасности работ;
технологический процесс третьей сборки трансформаторов: основные этапы, последовательность, используемое оборудование, требования к организации рабочего места и безопасности работ;
технологический процесс сборки трансформаторов на конвейере: основные этапы, последовательность, используемое оборудование, требования к организации рабочего места и безопасности работ;
виды планирования работ, способы самоконтроля; способы работы с информацией при решении профессиональных задач;
виды, назначение, порядок использования технико-технологической документации в процессе сборки трансформаторов;
нормы и правила оформления служебных документов. |
|
|
МДК.03.01. Основы сборки трансформаторов |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.5 |
ПМ.04 |
Испытания и устранение дефектов трансформаторов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы с технической и технологической документацией по испытанию сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессиональных задач;
организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;
анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач испытания сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
планирования работ и осуществления контроля их выполнения, исходя из результатов испытания сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности при подготовке к испытаниям и устранении дефектов сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов; безопасного ведения работ;
уметь:
выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения подготовительных и сборочных работ;
планировать подготовку трансформаторов к испытаниям, устранение обнаруженных дефектов и организовывать их выполнение в соответствии с планом;
устранять дефекты, обнаруженные при испытаниях;
проводить демонтаж трансформаторов;
выполнять окончательную отделку и сдачу трансформаторов в отдел технического контроля;
применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за подготовку к испытаниям и устранение обнаруженных дефектов;
осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицах, графиках, диаграммах, тексте), в том числе с использованием компьютерных программ;
выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;
знать:
виды планирования работ по испытанию сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов, способы самоконтроля;
способы работы с информацией при решении профессиональных задач;
виды, назначение, порядок использования технико-технологической документации в процессе испытания и устранения дефектов сердечников трансформаторов (магнитопроводов) и трансформаторов;
основные виды испытаний трансформаторов, методы и технологии их проведения;
параметры, контролируемые при испытаниях;
способы подготовки трансформаторов и его частей к испытаниям;
виды дефектов и повреждений, возникающих в трансформаторах, узлах и блоках после сборки, причины их возникновения;
способы нахождения дефектов и мест повреждения;
основные приемы устранения дефектов и неисправностей;
основные требования к демонтажу трансформаторов, особенности его проведения и способы контроля; номенклатуру и содержание операций окончательной отделки в зависимости от марки трансформаторов; нормы и правила оформления служебных документов; правила техники безопасности. |
|
|
МДК.04.01. Основы испытаний трансформаторов |
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.4 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
19 нед.
|
684
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.4
|
ПП.00 |
Производственная практика |
| |||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники