ФГОС 140446.05
Электромонтажник-схемщик
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
140446.05
Электромонтажник-схемщик
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Электромонтажник-схемщик |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации ЕСКД и Единой системы технологической документации ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем. |
|
|
ОП.01. Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. |
|
|
ОП.02. Электротехника |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, технического обслуживания и ремонта оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, технического обслуживания и ремонта оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. |
|
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;
знать:
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
виды химической и термической обработки сталей;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии. |
|
|
ОП.04. Материаловедение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
430 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Выполнение подготовительных электротехнических работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления эталонных шаблонов схемы;
сборки и пайки соединительных шин;
изготовления шарнирных переходов групп проводников на двери и крышки шкафов;
разделки концов, оконцевания и лужения жил и проводов;
определения дефектов собранных изделий;
уметь:
выполнять эскиз жгута;
изготавливать шаблоны для вязки жгутов;
подбирать гибкие монтажные провода по электрической схеме;
изготавливать электрожгуты, применяя специальное оборудование и приспособления;
проводить резку и гибку шин на ребро в нескольких плоскостях с отжигом мест гибки на нагревательных установках и приспособлениях;
определять неисправности и дефекты электротехнических изделий;
знать:
основные операции, их виды, способы и правила выполнения, порядок действий, применяемые инструменты и приспособления заготовки и обработки электроизоляционных материалов, проводов, кабелей и шин;
виды, правила выполнения, контроль качества. вспомогательные материалы и инструменты соединения и ответвления жил проводов и кабелей;
порядок выполнения, используемые инструменты, приспособления и материалы оконцевания жил и проводов:
правила обработки, методы раскладки и вязки монтажных жгутов;
основные требования к разработке эскизов жгута;
способы, последовательность, применяемый инструмент и приспособления для изготовления шаблонов;
виды, назначение, основные требования, способы выполнения, вспомогательные изделия и материалы, используемые приспособления для концевой заделки кабелей;
выполнение соединений, ответвлений и оконцеваний жил проводов и кабелей;
виды, правила выполнения, контроль качества, оборудование (его назначение, принцип действия) пробивных и крепежных работ;
виды, назначение;
способы изготовления, применяемые приспособления, материалы, мелкие детали для крепления;
разновидности и назначение монтажных соединений;
назначение, физические основы, способы выполнения, инструменты и приспособления лужения и пайки;
требования к качеству паяных изделий;
классификация, свойства, характеристики, применение припоев и флюсов;
основные понятия и технология печатного монтажа; способы, последовательность выполнения, контроль качества и надежности;
назначение, основные способы, их классификация, сущность, оборудование и приспособления сварки;
факторы, влияющие на выбор способа сварки;
назначение, способы выполнения, используемые материалы для склеивания;
понятие, разновидности, назначение конструкторской и производственной документации;
понятие, классификацию (в зависимости от элементов изделия и основного назначения), условные и графические обозначения схем;
правила составления схем соединения (монтажных схем). |
|
|
МДК.01.01. Подготовительные электротехнические работы |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 |
ПМ.02 |
Выполнение слесарно-сборочных и такелажных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки рабочего места;
выполнения основных слесарных операций;
выполнения типовых слесарно-сборочных работ;
выполнения строповки грузов;
уметь:
выполнять основные технологические операции слесарной обработки материалов;
контролировать качество выполнения слесарных работ;
выполнять основные технологические операции сборочных работ;
контролировать качество выполнения сборочных работ;
выполнять такелажные работы;
знать:
виды, назначение, сущность, порядок выполнения основных слесарных операций;
инструменты, приспособления и оборудование для слесарной обработки: виды, назначение, конструкции, принципы выбора, способы применения;
контроль качества выполнения слесарных работ: наиболее вероятные дефекты, методы и средства их обнаружения и устранения, меры по предупреждению; общую технологию сборки: методы, требования к подготовке деталей, техническая документация на сборку;
требования к организации рабочего места и безопасности труда при проведении сборочных работ;
сборочные соединения: виды, назначение, конструктивные элементы, способы и приемы выполнения, применяемый инструмент, приспособления, материалы;
типовые слесарно-сборочные работы: виды, правила их выполнения, основные методы, применяемый инструмент, приспособления, материалы;
контроль качества выполнения сборочных работ: наиболее вероятные дефекты, методы и средства их обнаружения и устранения;
виды и назначение такелажных работ;
команды и сигнализацию при выполнении такелажных работ;
способы, приемы выполнения строповки грузов;
разновидности, маркировка, допустимые нагрузки, правила эксплуатации, принципы выбора строп и канатов;
основные правила подъема и перемещения грузов;
требования безопасности при подъеме и перемещении грузов. |
|
|
МДК.02.01. Слесарно-сборочные и такелажные работы |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Выполнение электромонтажных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения технологических операций по монтажу схем на панелях, в щитовых устройствах, в пультах, на двери и крышки шкафов;
выполнения технологических операций по монтажу силовой цепи в распределительных секциях;
выполнения технологических операций по монтажу схем в электротехническом оборудовании;
выполнения работ по монтажу электрического освещения, электроустановочных устройств. заземляющих устройств;
уметь:
выполнять основные электромонтажные операции: контролировать качество выполняемых работ;
определять дефекты и неисправности оборудования и схем;
знать:
панели: виды, назначение, конструктивное исполнение, применение;
типы, назначение цепей схем на панелях:
установочные приборы и аппаратура:
разновидности, назначение, принципы действия, особенности размещения на фасадной стороне панелей, способы компоновки с монтажной стороны панелей;
монтаж приборов и аппаратов на панелях: основные операции, способы их проведения, последовательность работ, используемые приспособления, коммутация, виды вспомогательных изделий и деталей, методы контроля качества;
монтаж схем на панелях: основные операции, их классификация, содержание, требования к проведению, последовательность выполнения, основные приемы, используемое оборудование, инструменты, приспособления, применяемые проводники, электромонтажные изделия и детали, требования к организации и безопасности работ, способы контроля качества;
назначение, типы, конструкции, исполнение, основные элементы, назначение блоков, схемы, чертежи общего вида, применение щитовых устройств;
виды, назначение, принцип действия, способы размещения приборов и аппаратуры щитовых устройств;
различия, способы установки шкафных и панельных щитов;
монтаж приборов и аппаратуры в щитовых устройствах: основные операции, их содержание, требования к проведению, последовательность выполнения, основные приемы, рекомендуемые расстояния для установки аппаратуры, коммутация, используемое оборудование, инструменты, приспособления, требования к организации и безопасности работ;
монтаж схем в щитовых устройствах: способы, правила и порядок выполнения, методы контроля, применяемые устройства, требования к организации и безопасности работ;
пульты: назначение, типы, конструктивное исполнение, область применения, полезную площадь размещения аппаратуры на пульте и в пульте, чертежи общего вида, схемы;
мнемонические схемы: виды, назначение, область применения, способы изображения отдельных агрегатов;
монтаж приборов и аппаратуры на пульте: основные операции, последовательность их выполнения, способы крепления, рекомендуемые расстояния для установки, коммутации;
монтаж схем в пультах: виды операций, способы их выполнения, порядок, марки проводников, методы контроля, применяемое оборудование, оснастку, требования к организации и безопасности работ, техническую документацию;
шкафы: виды, конструкции, схемы, назначение основных элементов, способы обслуживания, встраиваемое оборудование, технологию монтажных работ;
монтажные операции при массовом производстве панелей, щитков, шкафов: виды, содержание работ, порядок выполнения, используемое оборудование, оснастку, организацию работ, требования по безопасности, методы контроля, техническую документацию;
распределительные устройства напряжением до 1000 В: разновидности, классификация, назначение, устройство, комплектацию, схемы, технические данные, характеристики работы;
монтаж схем в распределительных устройствах: виды подготовительных операций, методы их проведения; содержание основных работ, последовательность выполнения, основные требования, применяемое оборудование, инструменты и приспособления, методы контроля, требования к организации и безопасности работ;
проектную и приемо-сдаточную техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже схем в распределительных устройствах;
электрооборудование: классификацию, разновидности, применение, устройство, принципы работы, конструкции, обозначение на электрических схемах;
монтаж схем в электротехническом оборудовании: основные требования к выполнению, порядок проведения, способы присоединения проводов к устройствам, используемые материалы и изделия, применяемые инструменты и приспособления, методы контроля правильности монтажа схем, условия безопасности труда;
виды, назначение, порядок использования при монтаже схем в электрооборудовании проектной и приемо-сдаточной технической документации;
назначение, виды, системы электрического освещения;
классификацию, разновидности, основные параметры и применение электрических источников света;
осветительную арматуру, функции, устройство, способы крепления к лампам;
классификацию, назначение, конструкции и применение электроустановочных устройств;
монтаж осветительной арматуры в щитовых устройствах, пультах, шкафах: основные этапы, содержание работ, их последовательность, порядок включения в общую схему, применяемые инструменты и приспособления, способы контроля, требования к организации и безопасности работ;
типовые изделия для монтажа светильников: виды, назначение, способы их установки и крепления;
монтаж электроустановочных устройств: виды монтажных операций, способы их выполнения, основные правила, нормы и указания, применяемые инструменты и приспособления, методы контроля правильности монтажа, требования к безопасности работ;
техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже электрического освещения;
защитные заземления: назначение, разновидности, способы выполнения, основные элементы, конструкции и материалы заземляющих устройств, виды естественных заземляющих проводников, допустимое сопротивление заземления;
монтаж заземляющих устройств: основные операции, их последовательность, схемы, виды соединений элементов заземляющих устройств, способы заземления частей электроустановок и распределительных устройств, правила устройства электроустановок, применяемое оборудование и инструменты, методы контроля качества проводок заземления, требования к организации и безопасности работ;
техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже заземления. |
|
|
МДК.03.01. Основы монтажа электрических схем и цепей |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате изучения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека:
основы здорового образа жизни. |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе сред него общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе сред него общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники