Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 837
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
150709.04 СВАРЩИК НА ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВЫХ
СВАРОЧНЫХ УСТАНОВКАХ
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 150709.04 Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 150709.04 Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 150709.04 Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках |
|
основное общее образование |
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация, обслуживание, наладка и регулировка электронно-лучевых сварочных установок.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы электронно-лучевой сварки;
сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;
детали, узлы и конструкции из различных металлов и сплавов;
конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.
4.3. Обучающийся по профессии 150709.04 Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение процесса электронно-лучевой сварки различных металлов и сплавов.
4.3.2. Наладка, регулирование и контроль работы сварочных установок и машин.
4.3.3. Обслуживание систем электропитания и управления электронно-лучевых сварочных установок.
4.3.4. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение процесса электронно-лучевой сварки различных металлов и сплавов.
ПК 1.1. Выполнять сварку простых деталей из однородных по составу металлов и их сплавов, не подвергающихся испытаниям.
ПК 1.2. Выполнять сварку в вертикальных и горизонтальных плоскостях, подвергающихся испытаниям, узлов и деталей различной сложности из легированных сталей, цветных металлов и сплавов.
ПК 1.3. Выполнять сварку в вакууме электронным лучом стыковых швов узлов и деталей, сварку узлов, испытываемых на вакуумную плотность.
ПК 1.4. Подготавливать детали под электронно-лучевую сварку.
5.2.2. Наладка, регулирование и контроль работы сварочных установок и машин.
ПК 2.1. Устанавливать параметры режима электронно-лучевой сварки в зависимости от марки и толщины свариваемых металлов, а также от типа соединений.
ПК 2.2. Производить наладку сварных установок в зависимости от параметров режима сварки.
ПК 2.3. Контролировать работу электронно-лучевой сварочной установки по измерительным приборам, цифровым табло, сигнальным лампам, а также с использованием КИП.
ПК 2.4. Устранять неполадки, встречающиеся в ходе проведения технологических операций на обслуживаемой установке.
5.2.3. Обслуживание и контроль систем электропитания и управления электронно-лучевых сварочных установок.
ПК 3.1. Использовать оптимальные и безопасные режимы эксплуатации сварочной камеры, вакуумной системы и энергетического комплекса электронно-лучевой сварочной установки.
ПК 3.2. Обслуживать откачное оборудование, производить выгрузку свариваемых изделий из камер.
ПК 3.3. Производить смену внутреннего барабана с горизонтальной и вертикальной осью вращения или замену суппорта.
ПК 3.4. Проводить профилактические работы, в том числе питающих устройств и оборудования высокого напряжения.
5.2.4. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
ПК 4.1. Определять причины возникновения дефектов сварных соединений.
ПК 4.2. Контролировать качество сварных швов с учетом параметров технологического процесса и свойств свариваемых материалов.
ПК 4.3. Применять технологические меры борьбы с внешними и внутренними дефектами сварки.
ПК 4.4. Выполнять сварочные работы в соответствии с указанными допусками и посадками.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
|
|
|
|
|
Общепрофессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление. |
|
|
ОП.01. Основы электротехники |
ОК 5
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1 |
|
уметь:
читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
использовать технологическую документацию;
знать:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
общие сведения о сборочных чертежах;
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
основы машиностроительного черчения;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД). |
|
|
ОП.02. Основы инженерной графики |
ОК 5
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1 |
|
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. |
|
|
ОП.03. Основы материаловедения |
ОК 5
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1 |
|
уметь:
включать и выключать компьютер, использовать изученные прикладные программные средства, использовать Интернет для поиска информации;
знать:
общий состав и структуру ЭВМ;
технические и программные средства реализации информационных процессов;
технологию автоматизированной обработки информации;
локальные и глобальные сети. |
|
|
|
ОК 5
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
|
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности |
|
|
Профессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведение процесса электронно-лучевой сварки различных металлов и сплавов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения сварки простых деталей из однородных по составу металлов и их сплавов, не подвергающихся испытаниям; выполнения сварки в вертикальных и горизонтальных плоскостях, подвергающихся испытаниям, узлов и деталей различной сложности из легированных сталей, цветных металлов и сплавов;
выполнения сварки в вакууме электронным лучом стыковых швов узлов и деталей, сварки узлов, испытываемых на вакуумную плотность;
подготовки деталей под электронно-лучевую сварку;
уметь:
работать с различными материалами, деталями, узлами, конструкциями, сварочным оборудованием;
производить подготовку установки для выполнения заданных операций;
выполнять электронно-лучевую сварку различных соединений;
использовать нормативно-техническую документацию;
знать:
сущность процесса сварки; виды и назначение сварных соединений; физическую сущность электронно-лучевой сварки; электрическую и функциональную схемы электронно-лучевой сварочной установки;
принцип действия сварочной установки; технологию и технику выполнения сварки на электроннолучевых сварочных установках для образования сварных соединений; основные особенности и правила управления различными электронно-лучевыми сварочными установками; механические и технологические свойства свариваемых материалов; особенности формирования сварного соединения; правила подготовки изделий под сварку, слесарные операции при подготовке металла под сварку;
правила техники безопасности при работе с установками высокого напряжения; безопасность труда при эксплуатации электронно-лучевых сварочных установок. |
|
|
МДК.01.01. Технология электронно-лучевой сварки
МДК.01.02. Состав электронно-лучевых сварочных установок |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4 |
|
Наладка, регулирование и контроль работы сварочных установок и машин
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
установки параметров режима электронно-лучевой сварки в зависимости от марки и толщины свариваемых металлов, а также от типа соединений;
наладки сварных установок в зависимости от параметров режима сварки;
контроля работы электронно-лучевой сварочной установки по измерительным приборам, цифровым табло, сигнальным лампам, а также с использованием контрольно-измерительные приборы и автоматика (КИПиА);
устранения неполадок, встречающихся в ходе проведения технологических операций на обслуживаемой установке;
уметь:
осуществлять подбор режимов и наладку сварочной установки в зависимости от типа сварного соединения и свойств свариваемых материалов;
осуществлять регулировку установки для обеспечения качества сварного соединения и предотвращения ухудшения свойств материалов, их преждевременного разрушения;
контролировать работу сварочной установки по измерительным приборам, в т.ч. и с использованием КИПиА;
обнаруживать и устранять неполадки, встречающиеся в ходе выполнения технологических операций на сварочной установке;
знать:
электрические и кинематические схемы управления электронно-лучевыми сварочными установками;
технологию электронно-лучевой сварки;
конструкцию сварочных установок; правила наладки и регулирования установок;
влияние геометрии электронно-лучевой пушки на электрические параметры установки;
основные свойства свариваемых материалов;
виды сварных соединений и швов;
режимы сварки, их подбор; способы регулирования режимов;
характер и принцип действия измерительных приборов, цифровых табло, КИПиА. |
|
|
МДК.02.01.
Основы организации работ по наладке и регулировке сварочной установки |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4 |
|
Обслуживание и контроль систем электропитания и управления электронно-лучевых сварочных установок
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования оптимальных и безопасных режимов эксплуатации сварочной камеры, вакуумной системы и энергетического комплекса электронно-лучевой сварочной установки;
обслуживания откачного оборудования, выгрузки свариваемых изделий из камер;
смены внутреннего барабана с горизонтальной и вертикальной осью вращения или замены суппорта; проведения профилактических работ, в том числе питающих устройств и оборудования высокого напряжения;
уметь:
устанавливать оптимальные и безопасные режимы эксплуатации сварочной камеры, вакуумной системы и энергетического комплекса; обслуживать откачное оборудование, сварочную камеру, вакуумную систему и вакуумные насосы; производить выгрузку свариваемых изделий из камер;
производить смену внутреннего барабана с горизонтальной и вертикальной осью вращения; производить замену суппорта;
проводить профилактические работы, в том числе и на установках высокого напряжения;
знать:
состав электрооборудования и электропитания сварочной установки; устройство и правила обслуживания сварочной камеры и энергетического комплекса; основные положения по эксплуатации высоковакуумной техники;
назначение и применение основных контрольно-измерительных приборов;
правила работы с высоковольтным оборудованием и его источниками питания. |
|
|
МДК.03.01.
Организация обслуживания и контроль оборудования и систем сварочных установок
МДК.03.02.
Организация обслуживания питающих устройств высокого напряжения сварочных установок |
ОК 2
ОК 4
ОК 6
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4 |
|
Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения причин возникновения дефектов сварных соединений;
контроля качества сварных швов с учетом параметров технологического процесса и свойств свариваемых материалов;
применения технологических мер борьбы с внешними и внутренними дефектами сварки; выполнения сварочных работ в соответствии с указанными допусками и посадками;
уметь:
применять методы контроля готовых изделий; выявлять и предупреждать дефекты сварки;
знать:
показатели оценки и качества сварных соединений; систему допусков и посадок;
зависимость между технологией обработки материалов и качеством получаемых изделий;
классификацию дефектов сварных швов, причины образования дефектов и способы их устранения;
виды и способы контроля сварных швов; способы испытания сварных швов;
методы контроля качества сварки. |
|
|
МДК.04.01.
Технология оценки и способы устранения дефектов сварных швов
МДК.04.02. Методы определения и нормирование показателей качества |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 7
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4 |
|
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
|
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
|
|
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
|
|
|
|
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4 |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
Таблица 3
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
|
|
|
|
|
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
информатики и информационных технологий;
технической графики;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
электротехники и электроники;
технологии электронно-лучевой сварки;
контроля качества сварных соединений.
Мастерские:
слесарная;
сварочная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.