ФГОС 151902.04
Токарь-универсал
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
151902.04
Токарь-универсал
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Токарь
Токарь-карусельщик
Токарь-расточник
Токарь-револьверщик |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 247) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
756 |
504 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
282 |
188 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
анализировать техническую документацию;
определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
знать:
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
основные принципы калибровки сложных профилей;
основы взаимозаменяемости;
методы определения погрешностей измерений;
основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
наименование и свойства комплектуемых материалов;
устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;
методы и средства контроля обработанных поверхностей. |
|
|
ОП.01. Технические измерения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 | |
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и графики;
составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. |
|
|
ОП.02. Техническая графика |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 | |
уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление. |
|
|
ОП.03. Основы электротехники |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 | |
|
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 |
|
уметь:
определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
оформлять техническую документацию;
рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки;
составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
знать:
основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;
наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;
правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточной и шлифовальной группы;
назначение и правила применения режущего инструмента;
углы, правила заточки и установки резцов и сверл;
назначение, правила применения и правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;
правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;
основные направления автоматизации производственных процессов;
основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;
принцип базирования;
общие сведения о проектировании технологических процессов;
порядок оформления технической документации. |
|
|
ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
28 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
474 |
316 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
474 |
316 |
|
|
ПМ.01 |
Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на токарных станках различных конструкций и типов по обработке деталей различной конфигурации;
контроля качества выполненных работ;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;
обрабатывать тонкостенные детали с толщиной стенки до 1 мм и длиной до 200 мм;
обрабатывать длинные валы и винты с применением подвижного и неподвижного люнетов, выполнять глубокое сверление и расточку отверстий пушечными сверлами и другим специальным инструментом;
обрабатывать детали, требующие точного соблюдения размеров между центрами эксцентрично расположенных отверстий или мест обточки;
обрабатывать детали из графитовых изделий для производства твердых сплавов;
обрабатывать новые и перетачивать выработанные прокатные валки с калиброванием простых и средней сложности профилей;
выполнять обдирку и отделку шеек валков;
обрабатывать и выполнять доводку сложных деталей и инструментов с большим числом переходов, требующих перестановок и комбинированного крепления при помощи различных приспособлений и точной выверки в нескольких плоскостях;
обтачивать наружные и внутренние фасонные поверхности и поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями, с труднодоступными для обработки и измерений местами;
обрабатывать длинные валы и винты с применением нескольких люнетов;
нарезать и выполнять накатку многозаходных резьб различного профиля и шага;
выполнять окончательное нарезание червяков;
выполнять операции по доводке инструмента, имеющего несколько сопрягающихся поверхностей;
обрабатывать сложные крупногабаритные детали и узлы на универсальном оборудовании;
обрабатывать заготовки из слюды и микалекса;
устанавливать детали в различные приспособления и на угольнике с точной выверкой в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиком или плашкой; нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбы резцом;
нарезать резьбы вихревыми головками; нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые и трапецеидальные резьбы;
управлять станками (токарно-центровыми) с высотой центров 650 - 2000 мм, оказывать помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации;
управлять токарно-центровыми станками с высотой центров 2000 мм и выше, расстоянием между центрами 10000 мм и более;
управлять токарно-центровыми станками с высотой центров до 800 мм, имеющих более трех суппортов, под руководством токаря более высокой квалификации или самостоятельно;
выполнять токарные работы методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря более высокой квалификации;
обрабатывать и выполнять доводку сложных деталей по 7 - 10 квалитетам на универсальных токарных станках, а также с применением метода совмещенной плазменно-механической обработки;
выполнять обработку новых и переточку выработанных прокатных валков с калибровкой сложного профиля, в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей и инструмента из труднообрабатываемых высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки;
выполнять необходимые расчеты для получения заданных конусных поверхностей;
управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола;
выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования;
контролировать параметры обработанных деталей;
выполнять уборку стружки;
знать:
технику безопасности работы на станках;
правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем более высокой квалификации;
способы установки и выверки деталей;
правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений;
правила управления, подналадки и проверки на точность токарных станков;
правила и технологию контроля качества обработанных деталей. |
|
|
МДК.01.01. Технология металлообработки на токарных станках |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2 |
ПМ.02 |
Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на токарно-карусельных станках;
контроля качества обработанных деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали и изделия на токарно-карусельных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций;
выполнять операции по обточке и расточке цилиндрических, конических и фасонных поверхностей с использованием в работе нескольких суппортов одновременно;
обрабатывать конусы за две подачи;
обрабатывать сложные детали с большим числом переходов и установкой их на универсальных токарно-карусельных станках различных конструкций;
обтачивать наружные и внутренние криволинейные поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями двумя подачами, а также конусные поверхности с труднодоступными для обработки и измерения местами;
устанавливать детали в патрон или планшайбу с выверкой по угольнику и рейсмусу;
устанавливать детали по индикатору во всех плоскостях;
устанавливать детали с комбинированным креплением при помощи угольников, подкладок, планок;
управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы от 4000 до 9000 мм под руководством токаря карусельщика более высокой квалификации; управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы от 8000 мм и выше;
управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы свыше 7000 мм;
выполнять токарные работы методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря-карусельщика более высокой квалификации;
обрабатывать сложные детали на токарно-карусельных станках различных типов по 7 - 10 квалитетам с большим числом переходов, а также с применением метода совмещенной плазменно-механической обработки; включать и выключать плазменную установку;
выполнять наладку станка плазменной установки и плазмотрона на совмещенную обработку;
обрабатывать сложные, крупногабаритные детали на уникальных токарно-карусельных станках, в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей из труднообрабатываемых, высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки;
исправлять профиль цельнокатаных колес подвижного состава после прокатки;
обрабатывать колеса по заданным размерам;
устанавливать колеса на станок, закреплять и снимать их со станка после обработки;
выполнять точное обтачивание, подрезание и растачивание в труднодоступных местах;
обтачивать цельнокатаные колеса подвижного состава по кругу катания (по копиру), выполнять подрезку торцов наружной стороны ступиц, расточку отверстий;
нарезать сквозные и упорные ленточные резьбы по 8 - 10 квалитетам;
нарезать резьбы всех профилей по 6 - 7 квалитетам;
контролировать качество обработанных деталей;
знать:
технику безопасности при работе;
правила управления станками, подналадки и проверки на точность токарно-карусельных станков различных типов;
правила управления крупными станками, обслуживаемыми совместно с токарем более высокой квалификации;
марки и правила применения шлифовальных кругов;
способы наладки плазмотрона;
правила проверки на точность уникальных или других сложных карусельных станков;
способы достижения заданных квалитетов и параметров шероховатости;
правила и технологию контроля качества обработанных деталей. |
|
|
МДК.02.01. Технология работ на токарно-карусельных станках |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2 |
ПМ.03 |
Растачивание и сверление деталей
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
работы на расточных станках различного типа;
контроля качества обработанных деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали на универсальных расточных станках и станках глубокого сверления с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений;
на специализированных станках, а также на алмазно-расточных станках определенного типа, налаженных для обработки простых деталей с большим числом переходов и установок на универсальных, координатно-расточных, а также алмазно-расточных станках различных типов;
управлять расточными станками с диаметром шпинделя от 200 до 250 мм и выше под руководством токаря-расточника более высокой квалификации;
устанавливать детали и узлы на столе станка с точной выверкой в двух плоскостях;
обрабатывать детали, требующие точного соблюдения расстояния между центрами параллельно расположенных отверстий, допуска перпендикулярности или заданных узлов расположения осей;
растачивать с применением одной и двух борштанг одновременно и летучего суппорта; определять положения осей координат при растачивании нескольких отверстий, расположенных в двух плоскостях; выполнять наладку станков;
обрабатывать сложные детали и узлы с большим числом обрабатываемых наружных и внутренних поверхностей, с труднодоступными для обработки и измерений местами и соблюдением размеров на универсальных расточных станках;
обрабатывать детали и узлы с выверкой в нескольких плоскостях с применением стоек, борштанг, летучих суппортов и головок;
нарезать резьбы различного профиля и шага;
выполнять координатное растачивание отверстий в приспособлениях и без них с передвижением по координатам при помощи индикаторов и микрометрического инструмента;
растачивать отверстия на алмазно-расточных станках всех типов в сложных деталях по 6 квалитету;
контролировать качество обработанных деталей;
знать:
технику безопасности при работе;
углы и правила заточки и установки режущего инструмента;
правила подналадки и проверки на точность расточных станков различных типов;
правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем-расточником более высокой квалификации;
правила применения универсальных и специальных приспособлений, правила проверки на точность;
правила заточки и установки режущего инструмента;
способы наладки специализированных борштанг;
правила и технологию проведения контроля качества обработанных деталей. |
|
|
МДК.03.01. Технология работ на токарно-расточных станках |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 3.1
ПК 3.2 |
ПМ.04 |
Обработка деталей на токарно-револьверных станках
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на токарно-револьверных станках;
контроля качества обрабатываемых деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали различной сложности на токарно-револьверных станках различных конструкций с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, на станках, налаженных для обработки определенных деталей или для выполнения отдельных операций;
нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиками и плашками;
выполнять подналадку станка;
нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые, пилообразные и однозаходные трапецеидальные резьбы;
контролировать качество деталей, обработанных на токарно-револьверных станках различных конструкций;
знать:
технику безопасности при работе;
правила подналадки и проверки на точность токарно-револьверных станков различных типов;
геометрию, правила заточки и установки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с пластиной из твердых сплавов либо керамической;
правила и технологию контроля качества деталей, обрабатываемых на токарно-револьверных станках различных типов. |
|
|
МДК.04.01. Технология работ на токарно-револьверных станках |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 4.1
ПК 4.2 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
68 |
34 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
162 |
108 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
918 |
612 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
756/1476 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.2 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 247) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 247) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
2 нед./3 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 247) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
17 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
2 нед./3 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники