ФГОС 151903.02
Слесарь
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
151903.02
Слесарь
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
на базе среднего общего образования |
Слесарь-инструментальщик
Слесарь механосборочных работ
Слесарь-ремонтник |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
756 |
504 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
282 |
188 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
анализировать техническую документацию;
определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
знать:
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
основные принципы калибровки сложных профилей;
основы взаимозаменяемости;
методы определения погрешностей измерений;
основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
наименование и свойства комплектуемых материалов;
устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;
методы и средства контроля обработанных поверхностей. |
|
|
ОП.01. Технические измерения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
|
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и графики;
составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. |
|
|
ОП.02. Техническая графика |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
|
уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление. |
|
|
ОП.03. Основы электротехники |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
|
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
|
уметь:
читать инструкционно-технологическую документацию;
составлять технологический процесс по чертежам; знать:
основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и изделий;
основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления;
основы техники и технологии слесарной обработки;
основы резания металлов в пределах выполняемой работы;
основные сведения о механизмах, машинах, деталях машин, сопротивлении материалов;
слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения;
технологический процесс слесарной обработки;
слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения;
правила заточки и доводки слесарного инструмента;
технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание;
правила и приемы сборки деталей под сварку;
технологические процессы и технические условия на сборку, разборку, ремонт, подналадку узлов, сборочных единиц и механизмов, испытания и приемку;
подъемно-транспортное оборудование, его виды и назначение;
правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола. |
|
|
ОП.05. Основы слесарных и сборочных работ |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
28 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
474 |
316 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
474 |
316 |
|
|
ПМ.01 |
Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
слесарной обработки деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
сборки приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
ремонта приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
уметь:
обеспечивать безопасность работ;
выполнять слесарную обработку деталей с применением универсальной оснастки;
выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
выполнять закалку простых инструментов;
нарезать резьбы метчиками и плашками с проверкой по калибрам;
изготавливать и выполнять доводку термически не обработанных шаблонов, лекал и скоб под закалку;
изготавливать и ремонтировать инструмент и приспособления различной сложности прямолинейного и фигурного очертания (резцы фасонные, фрезы наборные, развертки разжимные, штангенциркули, штампы, кондукторы и шаблоны);
изготавливать, регулировать, ремонтировать крупные сложные и точные инструменты и приспособления (специальные и делительные головки, пресс-формы, штампы, кондукторы, измерительные приспособления, шаблоны) с большим числом связанных между собой размеров, требующих обработки по 6 - 7 квалитетам;
изготавливать сложный и точный инструмент и приспособления с применением специальной технической оснастки и шаблонов;
изготавливать и ремонтировать точные и сложные инструменты и приспособления (копиры, вырезные и вытяжные штампы, пуансоны, кондукторы);
выполнять разметку и вычерчивать фигурные детали (изделия);
выполнять доводку инструмента и рихтовку изготовляемых изделий;
выполнять доводку, притирку и изготовление деталей фигурного очертания по 8 - 10 квалитетам с получением зеркальной поверхности;
выполнять доводку, притирку и изготовление деталей с фигурными очертаниями по 5 квалитету и параметру шероховатости Ra 0,16-0,02;
проверять приспособления и штампы в условиях эксплуатации;
знать:
технику безопасности при работе;
назначение, устройство и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений, систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости и обозначение их на чертежах;
принцип работы сверлильных станков;
правила установки припусков для дальнейшей доводки с учетом деформации металла при термической обработке;
элементарные геометрические и тригонометрические зависимости и основы технического черчения;
устройство применяемых металлообрабатывающих станков различных типов;
правила применения доводочных материалов;
припуски для доводки с учетом деформации металла при термической обработке;
состав, назначение и свойства доводочных материалов;
свойства инструментальных и конструкционных сталей различных марок;
влияние температуры детали на точность измерения;
способы термической обработки инструментальных и конструкционных сталей;
способы определения качества закалки и правки обрабатываемых деталей;
приемы разметки и вычерчивания сложных фигур;
деформацию, изменения внутренних напряжений и структуры металлов при термообработке, способы их предотвращения и устранения;
конструктивные особенности сложного специального и универсального инструмента и приспособлений;
все виды расчетов и геометрических построений, необходимых при изготовлении сложного инструмента, деталей и узлов;
способы термообработки точного контрольного инструмента и применяемых материалов. |
|
|
МДК.01.01. Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3 |
ПМ.02 |
Сборка, регулировка и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
сборки сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов;
регулировки и испытания сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов;
уметь:
обеспечивать безопасность работ;
выполнять сборку и регулировку простых узлов и механизмов;
выполнять слесарную обработку и пригонку деталей с применением универсальных приспособлений;
выполнять сборку узлов и механизмов средней сложности с применением специальных приспособлений;
выполнять сборку деталей под прихватку и сварку;
выполнять резку заготовок из прутка и листа на ручных ножницах и ножовках;
выполнять снятие фасок;
сверлить отверстия по разметке, кондуктору на простом сверлильном станке, а также пневматическими и электрическими машинками;
нарезать резьбы метчиками и плашками;
выполнять разметку простых деталей;
соединять детали и узлы пайкой, клеями, болтами и холодной клепкой;
выполнять разметку, шабрение, притирку деталей и узлов средней сложности;
выполнять элементарные расчеты по определению допусков, посадок и конусности;
выполнять пайку различными припоями;
выполнять сборку сложных машин, агрегатов и станков под руководством слесаря более высокой квалификации;
управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола;
выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения;
выполнять установку и складирование;
выполнять разделку внутренних пазов, шлицевых соединений эвольвентных и простых;
выполнять подгонку натягов и зазоров, центрирование монтируемых деталей, узлов и агрегатов;
выполнять монтаж трубопроводов, работающих под давлением воздуха и агрессивных спецпродуктов;
выполнять статическую и динамическую балансировку узлов машин и деталей сложной конфигурации на специальных балансировочных станках;
устранять дефекты, обнаруженные при сборке и испытании узлов, агрегатов, машин;
запрессовывать детали на гидравлических и винтовых механических прессах;
участвовать в монтаже и демонтаже испытательных стендов, в сборке, регулировке и испытании сложных экспериментальных и уникальных машин под руководством слесаря более высокой квалификации;
выполнять сборку, регулировку и отладку сложных машин, контрольно-измерительной аппаратуры, пультов и приборов, уникальных и прецизионных агрегатов и машин, подборку и сборку крупногабаритных и комбинированных подшипников;
испытывать сосуды, работающие под давлением, а также испытывать на глубокий вакуум;
выполнять снятие необходимых диаграмм и характеристик по результатам испытания и сдачу машин ОТК;
проводить испытания собранных узлов и механизмов на стендах и прессах гидравлического давления, на специальных установках;
собирать, регулировать и испытывать узлы и механизмы средней сложности;
устранять дефекты, обнаруженные при сборке и испытании узлов и механизмов;
выполнять регулировку зубчатых передач с установкой заданных чертежом и техническими условиями боковых и радиальных зазоров;
выполнять статическую и динамическую балансировку различных деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках с искровым диском, призмах и роликах;
выполнять сборку, регулировку и испытание сложных узлов агрегатов, машин и станков;
выполнять притирку и шабрение сопрягаемых поверхностей сложных деталей и узлов;
выполнять монтаж и демонтаж испытательных стендов;
проверять сложное уникальное и прецизионное металлорежущее оборудование на точность и соответствие техническим условиям;
выполнять монтаж трубопроводов, работающих под высоким давлением воздуха (газа) и спецпродуктов;
выполнять статическую и динамическую балансировку деталей и узлов сложной конфигурации;
знать:
технику безопасности при работе;
технические условия на собираемые узлы и механизмы, наименование и назначение рабочего инструмента;
способы устранения деформаций при термической обработке и сварке;
причины появления коррозии и способы борьбы с ней;
правила разметки простых и сложных деталей и узлов;
устройство и принцип работы собираемых узлов, механизмов и станков, технические условия на их сборку;
механические свойства обрабатываемых металлов и влияние термической обработки на них;
виды заклепочных швов и сварных соединений и условий обеспечения их прочности;
состав туго- и легкоплавких припоев, флюсов, протрав и способы их приготовления;
правила заточки и доводки слесарного инструмента;
квалитеты и параметры шероховатости; способы разметки деталей средней сложности;
конструкцию, кинематическую схему и принцип работы собираемых узлов механизмов, станков, приборов, агрегатов и машин;
принципы взаимозаменяемости деталей и узлов;
способ термообработки и доводки сложного слесарного инструмента;
способы предупреждения и устранения деформации металлов и внутренних напряжений при термической обработке и сварке;
технические условия на установку, регулировку, испытания, сдачу и приемку собранных узлов машин и агрегатов и их эксплуатационные данные;
приемы сборки и регулировки машин и режимы испытаний;
меры предупреждения деформаций деталей;
правила проверки станков. |
|
|
МДК.02.01. Организация и технология сборки, регулировки и испытания машин и оборудования различного назначения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2 |
ПМ.03 |
Разборка, ремонт, сборка и испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
разборки и сборки узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
ремонта узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
испытания узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
уметь:
обеспечивать безопасность работ;
выполнять разборку, ремонт, сборку и испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
выполнять слесарную обработку деталей;
выполнять промывку, чистку, смазку деталей и снятие залива;
выполнять работы с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках;
выполнять шабрение деталей с помощью механизированного инструмента;
изготавливать приспособления для ремонта и сборки;
выполнять ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов и ферросилиция;
выполнять разборку, сборку и уплотнение фаолитовой и керамической аппаратуры и коммуникаций;
выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола, и специальных приспособлений;
составлять дефектные ведомости на ремонт;
выполнять разборку, ремонт и сборку узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок;
знать:
технику безопасности при работе;
основные приемы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин;
назначение, устройство универсальных приспособлений и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов;
основные механические свойства обрабатываемых материалов;
систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
наименование, маркировку и правила применения масел, моющих составов, металлов и смазок;
устройство ремонтируемого оборудования; назначение и взаимодействие основных узлов и механизмов;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин;
правила строповки, подъема, перемещения грузов;
правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола;
устройство, конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин;
правила регулирования машин;
способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования, агрегатов и машин;
способы разметки и обработки несложных различных деталей;
геометрические построения при сложной разметке;
свойства кислотоупорных и других сплавов;
основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования;
технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин;
технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования;
правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин;
способы определения преждевременного износа деталей;
способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия. |
|
|
МДК.03.01. Организация и технология ремонта оборудования различного назначения |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся
должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
68 |
34 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
162 |
108 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
918 |
612 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
756/1476 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.3 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
2 нед./3 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
17 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
2 нед./3 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники