ФГОС 180107.02
Механик маломерного судна
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
180107.02
Механик маломерного судна
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Помощник механика |
1 год 10 мес. |
основное общее образование |
3 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
1824 |
1188 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
342 |
228 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов |
|
|
ОП.01. Основы инженерной графики |
ОК 1 - 7
ПК 1.3 | |
уметь:
анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;
соединять разъемные соединения;
читать кинематические схемы;
знать:
классификацию механизмов и машин;
звенья механизмов;
кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);
классификацию, назначение и требования к деталям и сборочным единицам; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);
назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;
виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;
основные сведения по сопротивлению материалов;
основные виды деформации и распределение напряжения при них;
внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;
основные понятия гидростатики и гидродинамики |
|
|
ОП.02. Основы механики |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 | |
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила выполнения электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
принципы работы типовых электронных устройств |
|
|
ОП.03. Основы электроники и электротехники |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 3.1 | |
уметь:
выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;
проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;
пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;
анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;
использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;
обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
знать:
основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;
основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;
основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;
основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;
назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ |
ОК 1 - 7
ПК 1.3
ПК 2.1 | |
уметь:
определять типы маломерных судов;
определять системы набора и основные элементы корпуса;
ориентироваться в расположении судовых помещений;
определять посадку судна по маркам углубления;
определять изменения осадки при приеме и снятии груза и при переходе из пресной воды в соленую;
эксплуатировать рулевое, якорное, швартовное устройства в соответствии с Правилами технической эксплуатации;
знать:
правила пользования маломерными судами;
административную ответственность механика за его эксплуатацию маломерного судна;
классификацию маломерных судов по району плавания (бассейну), назначению, типу двигателя и движителя, материалу корпуса, режиму движения;
устройство корпуса: формы обводов, главные размерения и элементы судна, системы набора корпус, штевни, киль, шпангоуты, переборки, бимсы, пиллерсы, другие элементы набора, их назначение, расположение, конструкцию;
наружную обшивку и палубный настил, назначение, расположение, способы крепления; люки, горловины, их закрытие, надстройки;
материалы, используемые для изготовления корпусов маломерных судов;
основы теории судна, эксплуатационные, мореходные и маневренные качества маломерных судов;
понятие о теоретическом чертеже корпуса судна, коэффициенты полноты корпуса, водоизмещение, вместимость судна, единицы измерения, грузоподъемность, пассажировместимость;
плавучесть, остойчивость, непотопляемость, элементы волны, качку, ее виды, плавность и амплитуда качки, минимальную высоту надводного борта, ее зависимость от расчетной допустимой высоты волны;
ходовые и маневренные качества судна (ходкость, устойчивость на курсе, поворотливость, инерция), скорость, дальность плавания и автономность;
общесудовые (рулевое, якорное, швартовное, буксирное, леерное) и специальные (промысловое, добывающее и др.) устройства маломерных судов, их назначение и применение, плавучий якорь, его применение;
коллективные и индивидуальные спасательные средства, страховочные пояса, их устройство, применение и размещение на маломерных судах;
противопожарные и водоотливные системы, оборудование и инвентарь;
средства сигнализации на маломерных судах (световые, звуковые, флажные, пиротехнические) |
|
|
ОП.05. Теория и устройство маломерного судна |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.6 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.6 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
1272 |
876 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1272 |
876 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт двигателей и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств, электрооборудования маломерного судна
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания, эксплуатации и ремонта двигателей и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств, электрооборудования маломерных судов;
уметь:
подготавливать к пуску, пускать, включать в работу и останавливать дизельные двигатели, вспомогательные механизмы и оборудование;
обеспечивать техническую эксплуатацию судовой двигателей, вспомогательных механизмов, валопроводов, дейдвудных устройств, движителей, судовых систем, рулевого устройства;
осуществлять контроль с помощью контрольно-измерительных приборов за работой главных двигателей и других технических средств и механизмов, своевременное предупреждение и устранение их неисправности;
подготавливать техническую документацию для ремонта судовых двигателей, механизмов, электрооборудования, движителей, технических средств и систем;
организовывать и осуществлять контроль за правильным хранением и использованием запасных частей, расходованием электроэнергии, топлива, масла и других материальных средств;
вести штатную оперативную техническую документацию в соответствии с судовым расписанием;
использовать источники питания бортовой сети:
эксплуатировать судовые электрические машины (генераторы, электродвигатели;
применять аварийное электропитание, аварийное освещение;
эксплуатировать аккумуляторы;
включать и выключать судовые сигнальные огни;
применять технические требования к электрооборудованию маломерных судов;
обеспечивать технику безопасности при обслуживании электрооборудования;
знать:
двигатели внутреннего сгорания (ДВС), принципы работы, рабочий цикл, общие сведения о конструкции ДВС, двигатели стационарные и подвесные, карбюраторные, дизельные, двигатели 2-х и 4-х тактные, с верхним и нижним расположением клапанов, назначение и принципиальное устройство механизмов (кривошипто-шатунного, газораспределительного) и систем (питания и смесеобразования, охлаждения, смазки) ДВС;
технические характеристики и основные параметры двигателей: тип, число цилиндров, способ охлаждения, рабочий объем цилиндров, степень сжатия, мощность, удельный расход топлива, допустимая максимальная мощность двигателя, для данного судна и ее определение;
наиболее распространенные марки стационарных двигателей и подвесных моторов, устанавливаемых на маломерные суда, их сравнительные характеристики;
марки топлива и масла, используемые в ДВС;
особенности эксплуатации судов с двигателем на газовом топливе;
меры безопасности при проведении работ по обслуживанию механической установки судна и обращении с ядовитыми и легковоспламеняющимися жидкостями (бензин, электролит, антифриз);
общие рекомендации по эксплуатации моторов;
уход, обслуживание моторов и рекомендации по регламентным работам;
регулирование, обслуживание и неисправности систем питания и смесеобразования, зажигания, охлаждения;
характерные неисправности стационарных ДВС и подвесных моторов, их возможные причины и способы устранения;
запуск мотора, побывавшего в воде;
эксплуатацию двигателей при плавании в условиях отрицательных температур воздуха;
консервацию двигателя;
электрооборудование двигателей, система зажигания: контактная, бесконтактная, назначение, принцип действия и устройство приборов зажигания, стартера, генератора, контрольно-измерительных приборов;
принципиальные схемы двигательной установки, применяемые на маломерных судах;
понятие об устройстве валопровода, реверс-редуктора, дейдвуд;
поворотно-откидные угловые колонки;
подвесные моторы: конструкция подвесных моторов, технические характеристики и устройство подвесных моторов;
порядок пуска стационарного двигателя и подвесного мотора, контроль за их работой, меры безопасности;
движители маломерных судов: принцип действия, устройство, характеристики, подбор параметров гребного винта;
принцип действия и понятие об устройстве водометного движителя;
виды судовых электрических сетей: силовые, освещения, управления, сигнализации;
общие требования к электросети;
понятие о сопротивлении изоляции, порядок и правила его измерения, установленные нормы сопротивления изоляции электрооборудования судов;
источники питания бортовой сети:
судовые электрические машины (генераторы, электродвигатели;
аварийное электропитание, аварийное освещение;
аккумуляторы, правила эксплуатации аккумуляторных батарей;
судовые сигнальные огни;
технические требования к электрооборудованию маломерных судов;
техника безопасности при обслуживании электрооборудования |
|
|
МДК.01.01. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт двигателей и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3 |
МДК.01.02. Эксплуатация, техническое обслуживание электрооборудования | |||||
ПМ.02 |
Выполнение судовых работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
повседневного ухода за судном и судовыми устройствами;
работы с измерительным инструментом и оборудованием;
выполнения слесарно-монтажных и ремонтных работ;
выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
выполнения такелажных работ;
выполнения швартовных и якорных операций;
уметь:
осуществлять повседневный уход за корпусом, надстройками, внутренними помещениями, грузовыми трюмами, цистернами, грузовыми танками и судовыми устройствами и механизмами;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; выполнять смазку деталей и узлов;
работать с нормативными и справочными документами для выбора материала с целью обеспечения требуемых характеристик изделия;
выбирать материалы для конструкций в соответствии с их назначением и условиями эксплуатации;
ремонтировать и регулировать оборудование, разбираться в технической документации на оборудование, заполнять техническую документацию;
готовить инструмент, поверхности и лакокрасочные материалы к окрасочным работам: осуществлять покрасочные работы различными способами с соблюдением технологии и техники безопасности;
соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных и якорных операций;
осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с соблюдением технологии и техники безопасности;
выполнять такелажные работы;
знать:
повседневные работы, выполняемые на судне;
подготовку судна к эксплуатации, методы осмотра, дефектацию и ремонт корпуса: методы заделки дефектов, пробоин;
виды, приемы и последовательность выполнения слесарных работ;
правила выбора и применения инструментов;
лакокрасочные материалы (краски, лаки, олифы, растворители, разбавители, грунтовки, шпаклевки): назначение, химические и физические свойства, область применения, нормы расхода, подготовка к применению;
технологию покраски различных поверхностей; меры безопасности при выполнении малярных работ;
правила выполнения такелажных работ;
основные виды грузов, перевозимых на судне, и требования, предъявляемые к их перевозке;
правила размещения груза;
виды транспортных документов и порядок их оформления;
организацию и правила производства грузовых работ |
|
|
МДК.02.01. Организация и проведение судовых работ, швартовных и якорных операций |
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Обеспечение безопасности плавания
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
действий по тревогам;
борьбы за живучесть судна;
выполнения указаний при оставлении судна;
использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
использования средств индивидуальной защиты;
действий при оказании первой медицинской помощи;
устранения последствий различных аварий;
уметь:
действовать при различных авариях;
применять средства и системы пожаротушения;
применять средства по борьбе с водой;
пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
применять меры защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях;
производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
управлять коллективными спасательными средствами;
предотвращать неразрешенный доступ на судно;
оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;
знать:
нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
порядок действий при авариях;
мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
виды средств индивидуальной защиты;
мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
виды и способы подачи сигналов бедствия;
способы выживания на воде;
виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;
устройства спуска и подъема спасательных средств;
порядок действий при поиске и спасании;
порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды |
|
|
МДК.03.01. Безопасность жизнедеятельности на судне |
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.6 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
168 |
84 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией) |
486 |
324 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
2268 |
1512 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
36 нед./56 нед. |
1296/2016 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.6 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
3 нед./4 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
42 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
36 нед./56 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
3 нед./4 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
95 нед./117 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники