ФГОС 21.02.10
Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
21.02.10
Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Техник-геолог |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Специалист по разведке нефтяных и газовых месторождений |
3 года 10 месяцев |
основное общее образование |
4 года 10 месяцев |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3186 |
2124 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
648 |
432 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
168 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
336 |
168 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
144 |
96 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.2 | |
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
ОК 1 - 9
ПК 2.2 - 2.3, 3.3 - 3.4 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2394 |
1596 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
768 |
512 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;
читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;
составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;
дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;
знать:
картографические шрифты;
назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;
содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;
правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;
условные знаки топографических планов и геологической графики;
формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах |
|
|
ОП.01. Топографическое черчение |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.2 | |
уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
собирать электрические схемы;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей |
|
|
ОП.02. Электротехника и электроника |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 1.6 | |
уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных правовых актов к видам продукции (услуг) и процессов;
знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
формы подтверждения качества |
|
|
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация |
ОК 1 - 9
ПК 1.4, 1.6 2.2, 2.3 | |
уметь:
вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
определять физические свойства и геофизические поля;
классифицировать континентальные отложения по типам;
обобщать фациально-генетические признаки;
определять элементы геологического строения месторождения;
выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
знать:
физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
классификацию и свойства тектонических движений;
генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
эндогенные и экзогенные геологические процессы;
геологическую и техногенную деятельность человека;
строение подземной гидросферы;
структуру и текстуру горных пород;
физико-химические свойства горных пород;
основы геологии нефти и газа;
физические свойства и геофизические поля;
особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
основные минералы и горные породы;
основные типы месторождений полезных ископаемых;
основы гидрогеологии:
круговорот воды в природе;
происхождение подземных вод и их физические свойства;
газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды;
подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах;
подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
основы инженерной геологии:
горные породы как группы и их физико-механические свойства;
основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
основы фациального анализа;
способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого |
|
|
ОП.04. Геология |
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 1.6, 2.1 - 2.2 | |
уметь:
распознавать горные породы по условиям образования;
определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;
определять горючие полезные ископаемые;
определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;
определять форму рудных тел и условия их образования;
определять физические свойства и морфологию минералов;
определять простые формы кристаллов;
описывать горные породы и давать им полевое определение;
описывать месторождения полезных ископаемых;
составлять документацию результатов горных выработок;
составлять и анализировать карты полезных ископаемых;
знать:
свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;
диагностические признаки основных минералов и горных пород;
классификацию минералов и горных пород;
условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;
химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;
особенности минерально-сырьевой базы России;
область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;
современные проблемы минералогии и петрографии |
|
|
ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.1 | |
уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; |
|
|
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.1 - 2.3 | |
|
знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
|
|
|
|
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда |
|
|
ОП.07. Основы экономики |
ОК 1 - 9
ПК 3.1, 3.2 | |
уметь:
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
знать:
виды административных правонарушений и административной ответственности;
классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых актов;
механизмы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
организационно-правовые формы юридических лиц;
основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
основы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения |
|
|
ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4 | |
уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
законодательство в области охраны труда;
нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
правила и нормы по охране труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) и индивидуальные средства защиты;
права и обязанности работников в области охраны труда;
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.09. Охрана труда |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.4 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1626 |
1084 |
|
|
ПМ.01 |
Обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов по испытанию нефтяных и газовых скважин
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора необходимого оборудования и контроля его работы с помощью приборов;
подготовки оборудования к проведению испытания скважин;
использования приборов и оборудования в полевых условиях;
проведения стандартных и сертификационных испытаний используемой аппаратуры и оборудования;
устранения типовых неполадок в оборудовании и аппаратуре;
проведения измерений и обработки данных контрольно-измерительных приборов;
уметь:
определять цели и виды исследований при эксплуатации нефтяных и газовых скважин;
пользоваться приборами для замеров устьевых и глубинных параметров, дистанционными приборами и комплексами, обрабатывать результаты измерений;
пользоваться приборами в скважинах в условиях сероводородной среды;
использовать электронно-вычислительную технику при обработке результатов исследований нефтяных и газовых скважин;
учитывать погрешности определения параметров и выполнять требования к точности приборов;
применять аппаратуру и устройства для проверки приборов;
эксплуатировать оборудование и аппаратуру для спуска приборов в скважину, испытательное оборудование и приборы, используемые при испытании скважин в процессе бурения;
пользоваться приборами измерения давления и разряжения, измерения расходов в нефтегазодобыче, обрабатывать полученные данные;
соблюдать правила эксплуатации и ремонта измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин;
знать:
основы технологических процессов бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин и применяемое оборудование;
устройство и назначение контрольно-измерительных приборов для исследования скважин;
правила эксплуатации и ремонта контрольно-измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин |
|
|
МДК.01.01. Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6 |
ПМ.02 |
Планирование и проведение бурения, испытаний и эксплуатации скважин при поисково-разведочных работах на нефть и газ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования и обработки результатов комплекса геологических и геофизических исследований;
разработки геологической и технологической документации на бурение, испытание, эксплуатацию скважин, на проведение геолого-геофизических исследований в скважинах и мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов;
контроля качества бурового и тампонажного растворов;
проверки колонны на герметичность;
определения и поддержки оптимального режима скважин и ведения контроля за соблюдением разработанной документации;
уметь:
составлять геологическую часть геолого-технического наряда;
разрабатывать комплекс геологических и геофизических исследований в зависимости от задач скважины, обрабатывать полученные результаты;
проводить камеральную обработку полевых материалов и подготовку проб для различных исследований;
определять коллекторские свойства горных пород и их вещественный состав лабораторными методами;
осуществлять контроль параметров бурового и тампонажного растворов;
осуществлять проверку колонны на герметичность;
выбирать интервалы испытаний и методы освоения скважин;
проектировать отдельные виды работ по испытанию скважин на нефть и газ;
составлять и сопоставлять разрезы скважин по данным каротажного материала;
составлять и оформлять геологическую графику и первичную полевую документацию;
обрабатывать результаты промысловых исследований и устанавливать оптимальный режим работы скважины;
знать:
условия залегания нефти и газа в земной коре, коллекторские свойства пород, их изменчивость и зависимость от геологических факторов;
последовательность этапов и стадий поисково-разведочных работ, их задачи, методы проведения и принципы планирования исследований;
принципы и особенности определения рационального комплекса геолого-геофизических исследований для различных категорий скважин при проектировании поисково-разведочных работ, разработке и подсчете запасов нефти и газа;
геофизические методы исследования скважин и основы комплексного использования методов промысловой и разведочной геофизики;
способы эксплуатации и методы увеличения производительности скважин с учетом геологических и технологических факторов;
расчет оптимального режима работы эксплуатационных и нагнетательных скважин и методы контроля их работы;
методы и приемы освоения и испытания скважин;
правила ведения геологической и технологической документации |
|
|
МДК.02.01. Технология бурения, испытания и эксплуатации скважин при поисково-разведочных работах на нефть и газ |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Планирование и организация производственных работ персонала подразделения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения производственного задания персоналу подразделения;
оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
проведения производственного инструктажа рабочих;
выполнения мероприятий по организации действий подчиненных при возникновении чрезвычайных ситуаций на производстве;
уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного подразделения;
планировать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих подразделения;
осуществлять контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;
знать:
основные требования организации труда при ведении технологических процессов;
виды инструктажей, правила трудового распорядка, правила по охране труда, правила производственной санитарии;
порядок тарификации работ и рабочих;
нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра;
действующее положение об оплате труда и формах материального стимулирования;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности |
|
|
МДК.03.01. Организация производственных работ персонала подразделения |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.4 |
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
84 нед. |
Учебная практика |
25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
4482 |
2988 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
930 |
620 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
144 |
96 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного
цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.2 | |
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
ОК 1 - 9
ПК 2.2 - 2.3, 3.3 - 3.4 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3408 |
2272 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
768 |
512 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;
читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;
составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;
дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;
знать:
картографические шрифты;
назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;
содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;
правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;
условные знаки топографических планов и геологической графики;
формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах |
|
|
ОП.01. Топографическое черчение |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.2 | |
уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
собирать электрические схемы;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей |
|
|
ОП.02. Электротехника и электроника |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 1.5 - 1.6 | |
уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующим и нормативными правовыми актами;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
формы подтверждения качества |
|
|
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация |
ОК 1 - 9
ПК 1.4, 1.6,
ПК 2.2 - 2.3 | |
уметь:
вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
определять физические свойства и геофизические поля;
классифицировать континентальные отложения по типам;
обобщать фациально-генетические признаки;
определять элементы геологического строения месторождения;
выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
знать:
физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
классификацию и свойства тектонических движений;
генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
эндогенные и экзогенные геологические процессы;
геологическую и техногенную деятельность человека;
строение подземной гидросферы;
структуру и текстуру горных пород;
физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;
физические свойства и геофизические поля;
особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
основные минералы и горные породы;
основные типы месторождений полезных ископаемых;
основы гидрогеологии:
круговорот воды в природе;
происхождение подземных вод и их физические свойства;
газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды;
подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах;
подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды;
условия обводненности месторождений полезных ископаемых;
основы динамики подземных вод;
основы инженерной геологии:
горные породы как группы и их физико-механические свойства;
основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
основы фациального анализа;
способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого |
|
|
ОП.04. Геология |
ОК 1 - 9
ПК 1.4, 1.6,
ПК 2.2 - 2.3 | |
уметь:
распознавать горные породы по условиям образования;
определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;
определять горючие полезные ископаемые;
определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;
определять форму рудных тел и условия их образования;
определять физические свойства и морфологию минералов;
определять простые формы кристаллов;
описывать горные породы и давать им полевое определение;
описывать месторождения полезных ископаемых;
составлять документацию результатов горных выработок;
составлять и анализировать карты полезных ископаемых;
знать:
свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;
диагностические признаки основных минералов и горных пород;
классификацию минералов и горных пород;
условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;
химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;
особенности минерально-сырьевой базы России;
область применения рудных, нерудных и горючих полезных;
современные проблемы минералогии и петрографии |
|
|
ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.1 | |
уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
|
|
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.6, 2.1 - 2.3 | |
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда |
|
|
ОП.07. Основы экономики |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.2 | |
уметь:
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
знать:
виды административных правонарушений и административной ответственности;
классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых актов;
механизмы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
организационно-правовые формы юридических лиц;
основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
основы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения |
|
|
ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
законодательство в области охраны труда;
нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
правила и нормы по охране труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
ПДК и индивидуальные средства защиты;
права и обязанности работников в области охраны труда;
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.09. Охрана труда |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим; |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
|
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
|
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2640 |
1760 |
|
|
ПМ.01 |
Обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов по испытанию нефтяных и газовых скважин
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора необходимого оборудования и контроля его работы с помощью приборов;
подготовки оборудования к проведению испытания скважин;
использования приборов и оборудования в полевых условиях;
проведения стандартных и сертификационных испытаний используемой аппаратуры и оборудования;
устранения типовых неполадок в оборудовании и аппаратуре;
проведения измерений и обработки данных контрольно-измерительных приборов;
уметь:
определять цели и виды исследований при эксплуатации нефтяных и газовых скважин;
пользоваться приборами для замеров устьевых и глубинных параметров, дистанционными приборами и комплексами, обрабатывать результаты измерений;
пользоваться приборами в скважинах в условиях сероводородной среды;
использовать электронно-вычислительную технику при обработке результатов исследований нефтяных и газовых скважин;
учитывать погрешности определения параметров и выполнять требования к точности приборов;
применять аппаратуру и устройства для проверки приборов;
эксплуатировать оборудование и аппаратуру для спуска приборов в скважину, испытательное оборудование и приборы, используемые при испытании скважин в процессе бурения;
пользоваться приборами измерения давления и разряжения, измерения расходов в нефтегазодобыче, обрабатывать полученные данные;
соблюдать правила эксплуатации и ремонта измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин;
знать:
основы технологических процессов бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин и применяемое оборудование;
устройство и назначение контрольно-измерительных приборов для исследования скважин;
правила эксплуатации и ремонта контрольно-измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин |
|
|
МДК.01.01. Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6 |
ПМ.02 |
Планирование и проведение бурения, испытаний и эксплуатации скважин при поисково-разведочных работах на нефть и газ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования и обработки результатов комплекса геологических и геофизических исследований;
разработки геологической и технологической документации на бурение, испытание, эксплуатацию скважин, на проведение геолого-геофизических исследований в скважинах и мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов;
контроля качества бурового и тампонажного растворов;
проверки колонны на герметичность;
определения и поддержки оптимального режима скважин и ведения контроля соблюдения разработанной документации;
уметь:
составлять геологическую часть геолого-технического наряда;
разрабатывать комплекс геологических и геофизических исследований в зависимости от задач скважины, обрабатывать полученные результаты;
проводить камеральную обработку полевых материалов и подготовку проб для различных исследований;
определять коллекторские свойства горных пород и их вещественный состав лабораторными методами;
осуществлять контроль параметров бурового и тампонажного растворов;
осуществлять проверку колонны на герметичность;
выбирать интервалы испытаний и методы освоения скважин;
проектировать отдельные виды работ по испытанию скважин на нефть и газ;
составлять и сопоставлять разрезы скважин по данным каротажного материала;
составлять и оформлять геологическую графику и первичную полевую документацию;
обрабатывать результаты промысловых исследований и устанавливать оптимальный режим работы скважины;
знать:
условия залегания нефти и газа в земной коре, коллекторские свойства пород, их изменчивость и зависимость от геологических факторов;
последовательность этапов и стадий поисково-разведочных работ, их задачи, методы проведения и принципы планирования исследований;
принципы и особенности определения рационального комплекса геолого-геофизических исследований для различных категорий скважин при проектировании поисково-разведочных работ, разработке и подсчете запасов нефти и газа;
геофизические методы исследования скважин и основы комплексного использования методов промысловой и разведочной геофизики;
способы эксплуатации и методы увеличения производительности скважин с учетом геологических и технологических факторов;
расчет оптимального режима работы эксплуатационных и нагнетательных скважин и методы контроля за их работой;
методы и приемы освоения и испытания скважин;
правила ведения геологической и технологической документации |
|
|
МДК.02.01. Технология бурения, испытания и эксплуатации скважин при поисково-разведочных работах на нефть и газ |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Планирование и организация производственных работ персонала подразделения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения производственного задания персоналу подразделения;
оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
проведения производственного инструктажа рабочих;
выполнения мероприятий по организации действий подчиненных при возникновении чрезвычайных ситуаций на производстве;
уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного подразделения;
планировать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих подразделения;
осуществлять контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;
знать:
основные требования организации труда при ведении технологических процессов;
виды инструктажей, правила трудового распорядка, правила по охране труда, правила производственной санитарии;
порядок тарификации работ и рабочих;
нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра;
действующее положение об оплате труда и формах материального стимулирования;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности |
|
|
МДК.03.01. Организация производственных работ персонала подразделения |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.4 |
ПМ.04 |
Участие в исследованиях по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по разработке и испытанию оптимальных способов эксплуатации и увеличения производительности скважин;
выполнения работ по разработке и испытанию новых техник геологической разведки и геофизических исследований;
использования при проведении исследований данных геоинформационных систем разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений;
уметь:
анализировать основные показатели разработки;
обосновывать геологические условия методов повышения нефтеотдачи пластов;
оценивать эффективность методов повышения нефтеотдачи пластов;
строить карты геологической неоднородности продуктивных пластов;
выделять зоны с остаточными и трудноизвлекаемыми запасами;
обосновывать методы добычи трудноизвлекаемых запасов;
выбирать оптимальную технологию и методику петрографических и геохимических исследований скважин для определенного вида работ;
описывать особенности геоизображений и работать с ними;
выделять дешифровочные признаки на аэро- и космофотоснимках, работать с различными видами электронных изображений земной поверхности;
использовать различные картографические проекции и масштабы для представления результатов в географическую информационную систему (далее - ГИС);
проводить определение координат на местности с помощью GPS-приемников;
обрабатывать данные GPS-наблюдений и совмещать их с результатами традиционных измерений;
приводить результаты съемок в систему координат ГИС;
создавать цифровые модели и электронные карты, несложные модели структур и динамики явлений средствами ГИС;
знать:
технологию опробования и испытания продуктивных пластов;
методы и технологии добычи трудноизвлекаемых запасов, геологические условия их применения;
современные технологии освоения трудноизвлекаемых запасов;
методы петрографических и геохимических исследований скважин;
способы выделения продуктивных пластов в разрезе;
методы определения эксплуатационных характеристик продуктивного пласта;
технологию создания цифровых и электронных карт средствами ГИС;
области применения, решаемые задачи и функции ГИС в поисково-разведочных работах;
виды геоизображений, их классификацию;
прямые и косвенные дешифровочные признаки аэро- и космофотоснимков;
картографические проекции, основные сведения по созданию цифровых карт и требования к ним |
|
|
МДК.04.01. Исследовательская деятельность в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений |
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.3 |
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией) |
1944 |
1296 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ППССЗ |
6426 |
4284 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
29 нед. |
1044 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 4.3 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
| |||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
119 нед. |
Учебная практика |
29 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
34 нед. |
Итого |
199 нед. |
теоретическое обучение
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
15824 |
Оператор по добыче нефти и газа |
15832 |
Оператор по исследованию скважин |
13257 |
Лаборант-коллектор |
17162 |
Приготовитель бурового раствора |
16839 |
Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ (второй) |
16199 |
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин |
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники