ФГОС 240107.02
Оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
240107.02
Оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Оператор изготовления ровинга
Оператор изготовления рулонно-конструкционных материалов
Оператор получения кварцевых стекловолокон
Оператор получения непрерывного стекловолокна
Оператор получения оптического стекловолокна
Оператор получения стекловолокна каолинового состава
Оператор получения стеклохолста одностадийным методом
Оператор получения штапельного стекловолокна
Оператор производства кремнеземных материалов
Оператор пульта управления электропечей
Оператор установки изготовления гофрированных листовых стеклопластиков
Оператор установок изготовления стеклопластиковых конструкций
Размотчик стеклонити |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 5 мес. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
|
|
ОП.01.
Электротехника |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
|
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем |
|
|
ОП.02.
Техническое черчение |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
|
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
|
|
ОП.03.
Основы технической механики |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
знать:
основные виды, свойства и области применения металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
виды механической, химической и термической обработки материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.05.
Охрана труда и техника безопасности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.7 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
430 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Ведение технологических процессов изготовления стекловолокна
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
регулирования электропечей и управления ими в соответствии с заданным технологическим режимом;
обслуживания узла волокнообразования специального агрегата по выработке высокоогнеупорного стекловолокна каолинового состава;
ведения отдельных стадий получения штапельного, ультратонкого, супертонкого и микротонкого стекловолокна под руководством оператора более высокой квалификации;
ведения технологического процесса получения супертонкого кварцевого стекловолокна различными способами;
ведения технологического процесса получения непрерывного стекловолокна заданной толщины (текса) на различных видах замасливателя на удлиненной линии или при выполнении отдельных операций при получении стекловолокна общего назначения под руководством оператора более высокой квалификации;
ведения технологического процесса получения оптического стекловолокна на различных установках;
уметь:
осуществлять розжиг электродуговой печи;
менять различные устройства и части электродуговой плавильной печи;
вести раздув струи расплава;
осуществлять перепуск электродов выработочной части печи; извлекать обломки электродов из расплава;
сливать остатки расплава после раздува;
очищать выработочную часть печи от загустевшей массы расплава;
регулировать и очищать различные механизмы и приспособления электродуговой печи;
наблюдать за показаниями приборов;
регулировать натяжение сетки и скорость движения приемного конвейера;
выполнять мелкий ремонт оборудования;
вести наблюдение за работой приемно-формующего конвейера, сушильно-полимеризационной камеры, образованием стеклохолста или стеклоплиты и равномерным распределением стекловолокна в них;
регулировать температурный режим и скорость движения конвейера получения штапельного стекловолокна;
чистить обслуживаемое оборудование получения штапельного стекловолокна;
подготавливать кварцевые стержни к работе;
регулировать шаг подачи первичных волокон в зону горелки раздува первичных волокон дутьевым устройством в супертонкое волокно;
регулировать температуру горелки плавления и раздува путем изменения давления газов на пультах управления обеих горелок;
регулировать при помощи контрольно-измерительных приборов режимы подачи штабиков в зону горелки плавления, скорости вытягивания первичных волокон, скорости перемещения конвейера, объема надуваемого и отсасываемого воздуха;
вести контроль за давлением воды и ее температурой в системе оборотного водоснабжения;
регулировать режимы работы сосудов и питателей, замасливающего устройства и вытягивающих механизмов получения непрерывного стекловолокна при помощи контрольно-измерительных приборов;
включать и выключать питатели; ликвидировать возникающие технологические нарушения и перерывы процесса вытягивания непрерывного стекловолокна;
вести наблюдение за установленными технологическими параметрами: скоростью вытягивания, уровнем и температурой фильерных сосудов и питателей по приборам; контролировать качество нити (конфигурации паковок, их чистоты и веса, склейки и толщины нити в тексах);
осуществлять заправку элементарных волокон при технологических перерывах;
устанавливать и налаживать бобины; регулировать местоположение и натяжение оптической стекловолоконной нити;
осуществлять выработку оптического стекловолокна из комплекта штабик - трубка; получать стекловолоконные ленты со строгим обеспечением регулярности укладки волокна и намотки преобразователей; осуществлять приклейку и резку лент и преобразователей;
предупреждать и устранять причины отклонения от установленных норм технологического режима; вести записи в производственном журнале;
знать:
технологический процесс производства высокоогнеупорного стекловолокна каолинового состава и изделий из него, устройство, принцип работы основного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов; схему аппаратуры автоматического управления и коммуникаций;
физико-химические свойства высокоогнеупорного стекловолокна и изделий из него, а также смазочных и других вспомогательных материалов, государственные стандарты и технические условия на сырье и готовую продукцию; правила отбора проб и методику выполнения анализов;
принцип работы оборудования и механизмов, основы технологии выработки штапельного стекловолокна и изделий из него;
устройство обслуживаемого оборудования получения супертонкого кварцевого стекловолокна различными способами, в т.ч. газовой системы как самой установки, так и газовых постов, обеспечивающих газом установку;
свойства горючих и взрывоопасных газов; правила безопасной работы с ними;
свойства и технические требования на используемое сырье;
технологию получения супертонкого, кварцевого штапельного и непрерывного стекловолокон, технические условия на волокна;
виды брака, причины, вызывающие брак, и способы их предупреждения и устранения;
устройство и принцип работы оборудования и механизмов;
технологию выработки непрерывного стекловолокна;
правила пользования контрольно-измерительными приборами;
технологические регламенты на вырабатываемую продукцию;
правила включения и выключения питателей;
различные способы получения оптического волокна;
влияние технологических режимов на качество вырабатываемого волокна;
кинематические схемы обслуживаемого оборудования;
принцип автоматического поддержания уровней стекломассы в сосудах;
способы устранения закручивания нити;
свойства материалов, идущих на изготовление стеклоплавильных сосудов |
|
|
МДК.01.01. Обслуживание и эксплуатация электропечей |
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6 |
МДК.01.02.
Изготовление высокоогнеупорного каолинового стекловолокна | |||||
МДК.01.03.
Изготовление штапельного микротонкого, ультратонкого и супертонкого
стекловолокна | |||||
МДК.01.04.
Изготовление супертонкого кварцевого стекловолокна | |||||
МДК.01.05.
Изготовление непрерывного стекловолокна | |||||
МДК.01.06.
Изготовление оптического стекловолокна | |||||
| |||||
ПМ.02 |
Ведение технологических процессов изготовления полуфабрикатов и изделий из стеклопластиков
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологического процесса производства кремнеземных материалов под руководством оператора более высокой квалификации;
размотки стеклянной нити с бобин и кручения на размоточных машинах;
намотки ровингов из высокомодульного и бесщелочного составов стекол для производства специальных изделий на автоматических и многоголовочных машинах;
ведения процесса получения стеклохолста одностадийным методом на конвейере установки;
ведения процесса изготовления пропитанного смолой или прошивочного рулонно-конструкционного материала на специальной установке;
ведения технологического процесса изготовления гофрированного листового стеклопластика на специальной установке с электронным пультом управления под руководством оператора высшего разряда;
ведения технологического процесса изготовления стеклопластиковых конструкций на отдельных установках под руководством оператора высшего разряда;
уметь:
осуществлять химическую обработку кремнеземных изделий;
заправлять ткани, нити, ленты в машину;
регулировать работу машины; сращивать ткани, нити, ленты для обеспечения непрерывного технологического процесса;
перематывать стеклонити на бобинажно-перемоточных машинах с одних видов паковок на другие;
ликвидировать обрывы;
составлять растворы нужной концентрации и осуществлять подачу растворов в ванны машины;
осуществлять предварительную отмывку, обработку, мойку и сушку изделий на комплексе специального технологического оборудования;
вести термообработку материалов, разжигать газовую горелку;
передавать готовую продукцию на контроль;
устанавливать бобины на бобинодержатели размоточных машин и заправлять нити на патрон;
ликвидировать обрыв нити путем склейки;
менять отработанные бобины;
вести наблюдение за наработкой початка и качеством наработки; чистить машины, смазывать кольца, заменять бегунки, осуществлять съем и сдачу готовой продукции;
устанавливать бобины и другие паковки со стеклонитью на рамку машин;
осуществлять сбор нитей в пучок и заправку на наматывающий барабан, пуск и останов машины;
вести наблюдение за качеством намотки ровинга;
подклеивать концы оборвавшихся нитей, заменять и заправлять бобины или другие паковки в процессе работы;
регулировать режимы работы конвейерной линии получения стеклохолста, температуру в камере сушки и полимеризации, уровень связующего в ванне пропиточного конвейера, при получении полуфабриката для стеклопластика;
вести наблюдение за дозатором подачи сухой смолы;
осуществлять подачу связующего определенной концентрации в пропиточный конвейер;
вести наблюдение за процессом изготовления рулонно-конструкционных материалов;
заправлять жгут;
регулировать при помощи контрольно-измерительных приборов режимы работы узлов установки: резального механизма, распыляющего устройства, насоса для подачи связующего состава, камеры формирования материала и отсосной камеры, вентилятора, механизма подачи подложечного материала, конвейера и др.;
исправлять мелкие неполадки, выявляемые в процессе работы;
осуществлять заправку установки, заливку пропиточной ванны связующим, ведение процесса пропитки нитей, холстов, наблюдение за процессом пропитки;
обеспечивать согласно технологическому режиму дозировку сырья, температуру, давление вакуума;
регулировать технологический процесс при помощи контрольно-измерительных приборов и по результатам анализов сырья;
предупреждать и устранять причины отклонений от норм технологического режима;
устранять неисправности в работе оборудования и коммуникаций;
рассчитывать расход сырья и полуфабрикатов; вести учет выхода готовой продукции и записи показателей в производственном журнале;
подготавливать оснастку, наносить разделительное и декоративное покрытие;
осуществлять пропитку, укладку стеклоткани, камер полимеризации, гидросъем, заполнение отсеков пенополиуретаном, моечного и окрасочного бокса; испытания двигателя с гребным винтом, гидротормозом;
знать:
устройство, принцип действия комплекса технологического оборудования производства кремнеземных материалов;
свойства кислот и правила работы с ними;
устройство и правила пользования контрольно-измерительными приборами, технические условия на вырабатываемую продукцию, технологические параметры кислотной обработки, отмывки и сушки кремнеземных материалов;
устройство размоточной машины;
конструкцию клеянки и правила ее обслуживания;
виды и свойства разматываемой стеклонити, виды брака при размотке, причины возникновения брака и обрывности, меры их предупреждения и снижения, нормы угаров, способы их сокращения, приемы размотки нити;
устройство автоматических и многоголовочных машин типа тростильно-мотальных и перемоточных для кордного волокна и принцип их работы;
устройство и принцип работы системы автоматического останова и натяжения нитей; технические требования к качеству намотки первичной нити на бобину;
правила намотки ровинга в паковку; причины возникновения брака и меры по его предупреждению и устранению;
технологию получения стеклохолста; правила пользования контрольно-измерительными приборами;
правила регулирования режимов работы конвейерной линии;
технические условия на вырабатываемый стеклохолст;
технологию изготовления рулонно-конструкционных материалов;
устройство установки; правила и способы регулирования режима работы;
технические условия на готовые материалы;
правила пользования контрольно-измерительными приборами;
технологическую схему производства гофрированных листовых стеклопластиков, принцип работы всех узлов установки;
способы и правила наладки установки на оптимальный технологический режим при помощи контрольно-измерительных приборов;
физико-механические и технологические свойства применяемого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
технические условия и государственные стандарты на сырье и готовую продукцию;
технологию изготовления стеклопластиковых конструкций;
правила регулирования режима, технические условия и государственные стандарты на готовую продукцию, устройство оборудования;
физико-химические и технологические свойства применяемого сырья и полуфабрикатов |
|
|
МДК.02.01. Изготовление кремнеземных материалов |
ОК 1 - 6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 2.7 |
МДК.02.02. Выполнение работ на размоточно-крутильных машинах | |||||
МДК.02.03. Изготовление ровингов | |||||
МДК.02.04. Получение стеклохолста одностадийным методом | |||||
МДК.02.05. Изготовление рулонно-конструкционных материалов | |||||
МДК.02.06. Изготовление гофрированного листового стеклопластика | |||||
МДК.02.07. Изготовление конструкций из стеклопластика | |||||
| |||||
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 4
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
19 нед.
|
684
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 2.7 |
ПП.00 |
Производственная практика | ||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники