ФГОС 240107.03
Аппаратчик производства стекловолокнистых материалов и стеклопластиков
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
240107.03
Аппаратчик производства стекловолокнистых материалов и стеклопластиков
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 28 |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
|
|
ОП.01.
Электротехника |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
|
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем |
|
|
ОП.02.
Техническое черчение |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
|
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
|
|
ОП.03.
Основы технической механики |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
|
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
знать:
основные виды, свойства и области применения металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
виды механической, химической и термической обработки материалов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии |
|
|
ОП.04.
Основы материаловедения |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.05.
Охрана труда и техника безопасности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.3 |
П. 00 |
Профессиональный учебный цикл |
430 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Ведение технологических процессов изготовления армированных прессовочных материалов, нетканых стекловолокнистых материалов и стеклянных полых микросфер
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологического процесса изготовления прессовочных, предварительно пропитанных и непропитанных материалов, армированных стекловолокном на специальных установках, оборудованных приборами контроля и автоматического регулирования процесса;
ведения технологического процесса изготовления нетканых стекловолокнистых материалов на специальной установке с автоматическим управлением;
ведения технологического процесса получения стеклянных полых микросфер на газовых печах специальной конструкции;
уметь:
осуществлять пуск с пульта управления установки изготовления армированных прессовочных материалов, наладку ее на оптимальный технологический режим, наблюдение за работой всех узлов установки; регулировать согласно технологическому режиму дозировку сырья, температуру, давление;
предупреждать и устранять причины отклонений от норм технологического режима и неисправности в работе оборудования;
отбирать пробы для анализа; осуществлять визуальный контроль качества готовой продукции; вести учет готовой продукции и запись показателей в производственный журнал;
подготавливать сырье и связующие растворы для изготовления нетканых стекловолокнистых материалов;
осуществлять заправку рамки стеклонитью;
вести промежуточный контроль качества изделий, наблюдение за приборами, регулирующими температурный режим сушки и полимеризации;
определять качественные характеристики связующего при помощи контрольно-измерительных приборов; вести контроль качества готовых изделий, технологический журнал; осуществлять взвешивание и упаковку готовых изделий;
регулировать температурный режим печей и разряжение в них при помощи электронного потенциометра и манометров;
вести наблюдение за технологическим процессом выработки микросфер по показаниям специальных приборов;
регулировать режим подачи фритты по секундомеру;
определять процент выхода микросфер;
осуществлять профилактический осмотр технологического оборудования и устранение неисправностей;
вести записи в журнале показаний приборов, процента выхода микросфер, количества используемой фритты по установленной форме;
знать:
технологическую схему и технологию изготовления пресс-материалов;
устройство и принцип работы установки, контрольно-измерительных приборов, систем автоматизации и дистанционного управления, правила наладки и обслуживания оборудования;
физико-химические свойства сырья, материалов, используемых в технологическом процессе, и готовой продукции;
технические условия или государственные стандарты на сырье, материалы и готовую продукцию;
правила отбора проб;
технологическую схему изготовления нетканых материалов;
устройство установки;
температурный режим;
устройство и принцип работы приборов контроля и автоматического регулирования;
способы получения стеклонити;
правила определения процента нанесения связующего;
устройство аналитических весов и правила работы с ними;
устройство и принцип действия оборудования и механизмов;
технологический процесс получения стеклянных полых микросфер, правила пользования контрольно-измерительными приборами;
технические условия на вырабатываемую продукцию;
причины возникновения брака и меры по его предупреждению и устранению |
|
|
МДК.01.01.
Изготовление армированных прессовочных материалов |
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3 |
МДК.01.02.
Изготовление нетканых стекловолокнистых материалов | |||||
МДК.01.03.
Изготовление стеклянных полых микросфер | |||||
ПМ.02 |
Ведение технологических процессов термической и химической обработки стекловолокнистых материалов и изделий
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологического процесса термообработки помещений и разных конструкций (бортов, открытых частей палуб, надстроек, блоков);
ведения технологического процесса химической обработки полых стеклянных микросфер;
ведения процесса термообработки стеклонити;
ведения технологического процесса обработки стеклоленты водородом;
ведения процесса термохимической обработки и крашения стеклотканей и термообработки стеклонити на специальных агрегатах при помощи приборов контроля и автоматического регулирования;
ведения технологического процесса никелирования стеклоткани в специальном аппарате;
уметь:
вести термообработку простых деталей и изделий дельных вещей, деталей насыщения, рымов, уток, крышек, монтаж батарей, термопар, контрольно-измерительных приборов по технологии, подготовку приспособлений и заглушек для отверстий, профилактический осмотр оборудования;
проверять состояние теплоизоляции на поверхности конструкций термообработки;
крепить воздухопроводы к корпусу, к корпусному набору и деталям насыщения;
устанавливать по схемам оборудование, приспособления и контрольно-измерительные приборы;
осуществлять монтаж и демонтаж оборудования;
осуществлять промывку, нейтрализацию, регулирование температурного режима в ваннах химической обработки полых стеклянных микросфер;
составлять химический раствор по рецепту;
наблюдать за температурой сушки обработанных микросфер;
отбирать пробы на анализ;
определять концентрации раствора до обработки и после обработки, процент выщелачиваемости и выход продукта;
упаковывать и маркировать готовую продукцию; осуществлять текущий ремонт оборудования и его наладку;
управлять с помощью контрольно-измерительных приборов двухступенчатым режимом термообработки стеклонити местного термостатирования и в специальных термокамерах;
устанавливать конструкции в термокамере;
осуществлять подачу в камеру горячего воздуха с заданной температурой;
подготавливать газовую рампу и установку обработки стеклоленты водородом к работе;
заправлять стеклоленту в установку;
включать установку для нагрева; регулировать газовый режим работы;
перезаправлять установку; снимать диэлектрические характеристики обработанной ленты при помощи специальных приборов;
вести записи показателей в производственном журнале;
регулировать скорость и правильность движения стеклоткани и температуры термообработки стеклонити;
вести наблюдение за работой съемников статического электричества, подачей аппрета, поддержанием заданного уровня в ваннах плюсовки и его стабильностью, за удалением продуктов сгорания и возгонки из электропечи и отработанного теплоносителя из сушилки, за качеством аппретированной стеклоткани;
подготавливать аппарат никелирования стеклоткани к работе;
приготовлять растворы; заправлять стеклоткани в аппарат;
осуществлять подачу растворов, промывку и сушку ткани;
устанавливать и регулировать скорость движения ткани;
обеспечивать заданный режим работы аппарата; контролировать качество обработанной стеклоткани; устранять неисправности в работе оборудования;
вести записи в производственном журнале;
знать:
приемы термообработки изделий и конструкций из стеклопластика, наименование и расположение основных конструкций по схеме;
технологический процесс подготовки конструкций под термообработку;
свойства стеклопластиков;
оборудование, применяемое при термообработке, и использование характеристик оборудования для соблюдения режима термообработки, правила монтажа и демонтажа обслуживаемого оборудования и приспособлений для термообработки изделий из стеклопластика, поролона и слоистых пластиков;
правила крепления изделий к корпусу, правила снятия характеристик работы оборудования и приборов;
технологию химической обработки полых стеклянных микросфер;
правила определения концентрации химических растворов;
температурный режим растворов при обработке и сушке полых микросфер;
технические условия на готовую продукцию;
устройство и принцип работы термокамер, обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов, правила снятия характеристик работы оборудования и приборов;
правила заполнения учетной документации;
правила контроля температуры материала конструкций (на поверхности) и воздуха в помещениях;
режим и условия термообработки;
устройство и принцип работы установки для обработки стеклоленты водородом, газовой рампы, газоразводной системы, запорной и регулирующей аппаратуры;
устройство приборов для определения диэлектрических характеристик полупроводников и правила пользования ими; правила работы с горячими и вредными газами;
приемы обработки стеклоленты водородом;
основы технологии, термической и химической обработки стеклоткани и стеклонити;
правила регулирования процесса термохимической обработки и крашения стеклотканей и термообработки стеклонити;
правила пользования контрольно-измерительными приборами и их наладки;
технические условия на вырабатываемую продукцию;
технологический процесс никелирования стеклоткани;
устройство аппарата для никелирования стеклотканей;
свойства сырьевых материалов и правила обращения с ними;
устройство и принцип работы приборов контроля;
правила контроля растворов; устройство и правила обращения с аналитическими весами |
|
|
МДК.02.01.
Технологии термической и химической обработки стекловолокнистых материалов и изделий |
ОК 1 - 6
ПК 2.1 - 2.6 |
ПМ.03 |
Напыление стекловолокнистых материалов на изделия и конструкции
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологического процесса напыления стекловолокнистых материалов со связующим простых и сложных изделий, конструкций и крупногабаритных изделий с повышенными требованиями под руководством аппаратчика более высокой квалификации на специальных агрегатах и установках, смонтированных на конвейерных линиях;
участия в текущем и предупредительном ремонтах напылительных установок и специальных агрегатов;
уметь:
подготавливать напылительную установку;
заправлять емкости связующим;
осуществлять промер толщины напыленного и прокатанного слоя при помощи измерительного инструмента, подноску на рабочее место оснастки, шаблонов, пресс-форм с предварительно нанесенным на них разделительным слоем, чистку и смазку установки после напыления, мытье емкостей, шлангов и напылительной установки;
осуществлять ручную подпрессовку и прикатку в особо сложных конструкциях;
наладку специальных агрегатов и напылительной установки;
подбирать специальные уплотнительные валики в зависимости от конфигурации изделий для равномерного уплотнения напыленных слоев;
регулировать процесс напыления при помощи контрольно-измерительных приборов;
наносить равномерный слой смеси стекложгута со смолой;
предупреждать и устранять причины отклонения от технологического процесса;
записывать показатели в производственный журнал;
знать:
технологический процесс способов напыления (вертикального, потолочного, горизонтального);
приемы выполняемой работы; принцип действия и правила подготовки специальных агрегатов и напылительной установки;
физико-химические свойства применяемых материалов;
устройство и правила пользования измерительным инструментом;
устройство и правила наладки обслуживаемого оборудования;
процентное соотношение состава связующего;
государственные стандарты на готовые изделия;
правила определения готовности декоративного покрытия;
виды армирующих наполнителей;
влияние влажности и температуры на компоненты связующего;
сущность процесса полимеризации; правила прикатки напыленных изделий;
технические условия на готовые изделия |
|
|
МДК.03.01.
Технология напыления стекловолокнистых материалов на изделия и конструкции |
ОК 1 - 6
ПК 3.1 - 3.3 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 4
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.3 |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники