Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 929
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
240136.01 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР КОКСОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 240136.01 Аппаратчик-оператор коксохимического производства для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 240136.01 Аппаратчик-оператор коксохимического производства имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 240136.01 Аппаратчик-оператор коксохимического производства в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 7
Газовщик коксовых печей |
|
основное общее образование |
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
газовщик коксовых печей - аппаратчик термообработки коксуемой шихты;
аппаратчик обесфеноливания и обеспиридинивания масел - аппаратчик получения кумароновой смолы;
аппаратчик по загрузке пека - аппаратчик получения высокотемпературного пека;
аппаратчик получения сульфата аммония - аппаратчик производства малотоннажных продуктов;
аппаратчик получения сырого бензола - аппаратчик получения чистого антрацена;
аппаратчик приготовления каменноугольного лака - аппаратчик приготовления препарированной смолы;
аппаратчик производства дициклопентадиена - аппаратчик производства индола;
аппаратчик производства креолина и лизола - аппаратчик получения сырого бензола;
аппаратчик производства малотоннажных продуктов - аппаратчик производства пиридиновых оснований;
аппаратчик производства формованного кокса - аппаратчик термообработки коксуемой шихты;
аппаратчик сжигания сероводорода - аппаратчик производства малотоннажных продуктов.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ведение технологического процесса коксохимического производства, осуществление технической эксплуатации оборудования, механизмов и контроль за их работой.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологический процесс коксохимического производства;
оборудование цехов коксохимического производства;
нормативная и технологическая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 240136.01 Аппаратчик-оператор коксохимического производства готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение технологического процесса производства кокса.
4.3.2. Ведение технологических процессов малотоннажного производства коксохимических продуктов.
4.3.3. Ремонтно-профилактическое обслуживание оборудования.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение технологического процесса производства кокса.
ПК 1.1. Контролировать и регулировать параметры температурного и гидравлического режима коксовых батарей.
ПК 1.2. Эксплуатировать газовое оборудование коксовых батарей.
ПК 1.3. Контролировать состояние армирующих устройств.
ПК 1.4. Выполнять требования нормативных актов по охране труда, промышленной безопасности и защите окружающей среды.
5.2.2. Ведение технологических процессов малотоннажного производства коксохимических продуктов.
ПК 2.1. Контролировать и регулировать параметры технологического режима процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам физико-химических анализов.
ПК 2.2. Эксплуатировать технологическое оборудование.
ПК 2.3. Контролировать качество сырья, полупродукта и готового продукта.
ПК 2.4. Выполнять требования нормативных актов по охране труда, промышленной безопасности и защите окружающей среды.
5.2.3. Ремонтно-профилактическое обслуживание оборудования.
ПК 3.1. Выявлять и устранять неисправности в работе обслуживаемого оборудования.
ПК 3.2. Подготавливать технологическое оборудование к ремонту и участвовать в его ремонте.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
|
|
|
|
|
Общепрофессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем |
|
|
ОП.01.
Техническое черчение |
ОК 2
ОК 3
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2 |
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
|
|
ОП.02.
Основы технической механики |
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2 |
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве,
по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;
знать:
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;
особенности строения металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии;
виды слесарных работ и технологию их выполнения;
устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
свойства смазочных материалов |
|
|
ОП.03.
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ |
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2 |
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
|
|
|
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
|
уметь:
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2 |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
|
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2 |
|
Профессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведение технологического процесса производства кокса
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологического процесса производства кокса в печи коксовых батарей с часовой производительностью до 40 т валового кокса;
уметь:
контролировать температурный и гидравлический режимы коксовых батарей по показаниям контрольно-измерительных приборов, результатам замеров и физико-химических анализов и обеспечивать равномерность обогрева камер коксовых печей;
замерять температуры в вертикалах, подсводовом пространстве камер коксования, регенераторах и подовых каналах;
регулировать давление в регенераторах коксовых батарей;
замерять сопротивление насадки регенераторов коксовых батарей;
проверять состояние и осуществлять техническое обслуживание регенераторов, отопительных простенков, подовых каналов, корнюров, дюзовых каналов, газового оборудования и арматуры;
контролировать состояние кантовочного и обезграфичивающего устройств;
регулировать количество отопительного газа, поступающего в отдельные простенки;
замерять стрелу прогиба анкерных колонн;
устанавливать и соблюдать правильность расстановки пластин на газовоздушных клапанах;
проверять состояние и работу контрольно-измерительных приборов;
обеспечивать нормальное орошение газа в газосборниках;
замерять высоту подсводового пространства коксовых камер для определения усадки шихты;
применять безопасные приемы при контроле и регулировке температурного и гидравлического режимов коксовых батарей, замере прогиба стрелы анкерных колонн;
контролировать герметичность подводящего и распределительного газопроводов коксовых батарей;
знать:
технологический процесс коксования;
устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации коксовых батарей;
состав и физико-химические свойства отопительных газов;
приемы регулирования и контроля температурного и гидравлического режимов работы коксовых батарей;
порядок замера и температуры в вертикалах, подсводовом пространстве камер коксования и регенераторах;
устройство и техническое обслуживание регенераторов, отопительных простенков, подовых каналов, корнюров, дюзовых каналов и газового оборудования и арматуры;
назначение, конструкции, принцип работы кантовочного и обезграфичивающего устройств;
порядок остановки обогрева коксовых печей и пуска отопительного газа и воздуха для обогрева;
методы замера стрелы прогиба анкерных колонн;
систему орошения газа в газосборниках;
методику определения усадки шихты;
устройство, порядок установки и замены регулирующих устройств в простенках и отопительных каналах;
меры безопасности и безопасные приемы при контроле и регулировке температурного и гидравлического режимов коксовых батарей, замере прогиба стрелы анкерных колонн |
|
|
МДК.01.01. Контроль и управление технологическим процессом производства кокса |
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4 |
|
Ведение технологических процессов малотоннажного производства коксохимических продуктов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологических процессов: получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты под руководством аппаратчика-оператора более высокой квалификации; |
|
|
МДК.02.01. Контроль и управление технологическими процессами малотоннажного производства коксохимических продуктов |
ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4 |
уметь:
участвовать в выполнении основных технологических операций по получению сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонке каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливанию и обеспиридиниванию масел; загрузке пека; производству малотоннажных продуктов; сжиганию сероводорода; термообработке коксуемой шихты;
поддерживать постоянный режим работы оборудования по получению сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонке каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливанию и обеспиридиниванию масел; загрузке пека; производству малотоннажных продуктов; сжиганию сероводорода; термообработке коксуемой шихты;
наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;
производить учет сырья и готовой продукции при производстве сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена, малотоннажных продуктов; перегонке каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливании и обеспиридинивании масел; при сжигании сероводорода; термообработке коксуемой шихты;
подготавливать оборудование к работе;
осуществлять пуск и остановку оборудования;
участвовать в выявлении причин и устранении отклонений от установленного режима по визуальному наблюдению, анализам и показаниям контрольно-измерительных приборов;
отбирать пробы на анализ;
проводить несложные анализы;
оценивать качество сырья, полупродуктов и готового продукта по результатам лабораторных анализов;
применять безопасные приемы при обслуживании оборудования по получению сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонке каменноугольной смолы, сырого бензола; бесфеноливанию и обеспиридиниванию масел; загрузке пека; производству малотоннажных продуктов; сжиганию сероводорода; термообработке коксуемой шихты;
контролировать герметичность газового тракта;
знать:
технологический процесс получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты;
правила технической эксплуатации аппаратов и оборудования по получению сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонке каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливанию и обеспиридиниванию масел; загрузке пека; производству малотоннажных продуктов; сжиганию сероводорода; термообработке коксуемой шихты;
технологический режим и правила регулирования процесса получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты;
возможные нарушения технологического режима процесса получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты, их причины, способы предупреждения и устранения;
приборы для измерения температуры, давления, расхода, уровня, состава;
схему контроля, автоматизации и блокировки процессов получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты;
устройство, принцип работы, правила технической эксплуатации основного и вспомогательного оборудования процессов получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты;
физические, химические и технологические свойства сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции;
методы контроля качества сырья и готовой продукции;
требования к качеству сырья и готовой продукции;
меры безопасности и безопасные приемы при ведении технологического процесса получения сульфата аммония, сырого бензола, высокотемпературного пека, нафталина, чистого антрацена; перегонки каменноугольной смолы, сырого бензола; обесфеноливания и обеспиридинивания масел; загрузки пека; производства малотоннажных продуктов; сжигания сероводорода; термообработки коксуемой шихты |
|
|
|
|
|
Ремонтно-профилактическое обслуживание оборудования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ремонтно-профилактического обслуживания оборудования коксохимических производств;
уметь:
выявлять причины и устранять отклонения от установленного режима по визуальному наблюдению, анализам и показаниям контрольно-измерительным приборов;
чистить оборудование;
подготавливать оборудование к ремонту;
смазывать трущиеся детали;
проводить разборку, ревизию, ремонт и сборку запорной арматуры;
проводить ревизию оборудования;
знать:
возможные неполадки в оборудовании, способы их предупреждения и устранения;
правила подготовки оборудования и коммуникаций к ремонту и приема их из ремонта;
нормы, сроки смазки и замены деталей;
смазочные материалы, виды смазки;
основные слесарные операции;
слесарный инструмент, требования, предъявляемые к нему;
правила обращения со слесарным инструментом |
|
|
МДК.03.01.
Обслуживание технологического оборудования |
|
|
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
|
|
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
|
|
|
|
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
технического черчения;
технической механики;
материаловедения и технологии общеслесарных работ;
электротехники;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
технологических процессов коксохимического производства;
оборудования и машин коксохимического производства;
автоматизации технологических процессов.
Мастерские:
слесарная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.