Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 780
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
261401.01 ОГРАНЩИК АЛМАЗОВ В БРИЛЛИАНТЫ
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 261401.01 Огранщик алмазов в бриллианты для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 261401.01 Огранщик алмазов в бриллианты имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 261401.01 Огранщик алмазов в бриллианты в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Огранщик алмазов в бриллианты
Обдирщик алмазов
Распиловщик алмазов
|
|
основное общее образование |
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
огранщик алмазов в бриллианты - распиловщик алмазов;
огранщик алмазов в бриллианты - обдирщик алмазов;
распиловщик алмазов - обдирщик алмазов.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по обработке алмазного сырья и огранке алмазов в бриллианты.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
алмазное сырье, полуфабрикаты, готовая продукция (бриллианты);
оборудование, инструменты, приспособления, технологическая оснастка, средства измерения;
нормативно-правовая и техническая документация;
технологические процессы и операции по обработке алмазного сырья и огранке алмазов в бриллианты.
4.3. Обучающийся по профессии 261401.01 Огранщик алмазов в бриллианты готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Распиливание алмазов.
4.3.2. Обдирка алмазов.
4.3.3. Огранка алмазов в бриллианты.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Распиливание алмазов.
ПК 1.1. Определять последовательность распиливания алмазов.
ПК 1.2. Выбирать средства технологического оснащения для распиливания алмазов.
ПК 1.3. Осуществлять распиливание алмазов.
ПК 1.4. Контролировать качество распиливания различными способами.
ПК 1.5. Устранять недостатки при распиливании алмазов.
5.2.2. Обдирка алмазов.
ПК 2.1. Определять последовательность обдирки алмазных полуфабрикатов.
ПК 2.2. Выбирать средства технологического оснащения для обдирки.
ПК 2.3. Осуществлять обдирку алмазных полуфабрикатов.
ПК 2.4. Контролировать качество обдирки алмазных полуфабрикатов различными способами.
ПК 2.5. Устранять недостатки при обдирке алмазных полуфабрикатов.
5.2.3. Огранка алмазов в бриллианты.
ПК 3.1. Определять последовательность огранки алмазов в бриллианты.
ПК 3.2. Выбирать средства технологического оснащения для огранки.
ПК 3.3. Осуществлять огранку алмазов в бриллианты.
ПК 3.4. Контролировать качество огранки различными способами;
ПК 3.5. Осуществлять реставрацию и устранять недостатки при огранке алмазов.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
|
|
|
|
|
Общепрофессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи;
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров |
|
|
ОП.01.
Техническое черчение |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.5 |
|
уметь:
отличать алмазы от имитаций и синтетических аналогов;
исследовать кристаллы алмаза;
определять элементы симметрии и основные морфологические особенности кристаллов;
определять характеристики и параметры алмазного сырья и готовой продукции;
определять дефекты строения кристаллов алмаза;
описывать ювелирные качества алмазного сырья и готовой продукции;
выявлять признаки облагораживания;
знать:
природные источники алмазов;
химические и физические свойства алмазов;
пространственное расположение и типы связи атомов в кристаллах алмазов;
зависимость свойств кристаллов от их строения;
изменения кристаллов под влиянием различных воздействий;
анизотропию твердости алмаза;
особенности механической обработки алмазов;
способы применения алмазов в промышленности и ювелирном деле;
методы диагностики ювелирных камней;
отличия натуральных алмазов от имитаций и синтетических аналогов;
признаки облагораживания |
|
|
ОП.02.
Характеристики алмазов и бриллиантов |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.5 |
|
уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики производства бриллиантов;
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
знать:
принципы рыночной экономики;
организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда |
|
|
ОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.5 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
|
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.5 |
|
Профессиональный учебный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распиливание алмазов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ и распиливания кристаллов алмаза;
контроля качества распиловки;
уметь:
организовать рабочее место распиловщика алмазов;
определять виды дефектов и внутренних напряжений в кристалле алмаза;
определять технологическую последовательность распиливания кристалла;
наклеивать кристалл в оправки;
устанавливать и ориентировать кристалл на оборудовании для распиливания;
подбирать и монтировать распиловочное оборудование и технологическую оснастку;
определять качественные параметры распиливания кристалла;
контролировать процесс распиливания кристалла;
регулировать нагрузку алмаза на диск;
извлекать полуфабрикат из клеящей массы и проводить его очистку;
работать на распиловочных станках различных типов;
использовать приемы безопасного и экономичного распиливания алмазного сырья;
контролировать качество распиливания;
пользоваться измерительными приборами;
взвешивать алмазный полуфабрикат после распиливания;
исправлять недостатки, возникающие при распиливании кристалла алмаза;
знать:
правила организации рабочего места распиловщика алмазов;
типы и устройство распиловочных станков;
назначение технологической оснастки;
способы подборки распиловочных дисков;
монтаж и подготовка распиловочного диска к распиливанию;
состав клеящей массы и технологию наклейки;
влияние природных дефектов алмаза на процесс распиливания;
правила ориентации кристалла;
места врезания распиловочного диска;
режимы распиливания;
факторы, влияющие на экономию алмазного сырья;
способы извлечения и очистки алмазных полуфабрикатов;
технические требования к алмазному полуфабрикату после распиливания;
способы взвешивания алмазного полуфабриката после распиливания;
виды брака и его причины при распиливании;
способы устранения технических недостатков, возникающих в процессе распиливания;
инструкции по охране труда при работе на распиловочном оборудовании |
|
|
МДК.01.01. Технология распиливания алмазов |
|
|
Обдирка алмазов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ и обдирки полуфабрикатов;
контроля качества обдирки;
уметь:
организовать рабочее место обдирщика алмазов;
исследовать полуфабрикат для выявления дефектов;
определять технологию обдирки;
выбирать метод крепления;
выбирать технологическую оснастку в зависимости от метода крепления;
центровать алмазный полуфабрикат;
закреплять алмазный полуфабрикат различными способами;
выполнять обдирку на обдирочных станках разного типа;
использовать безопасные и рациональные приемы обдирки;
измерять параметры алмазного полуфабриката в процессе обдирки;
пользоваться измерительными приборами и инструментом;
определять качество обдирки;
исправлять недостатки, возникающие при обдирке алмазного полуфабриката;
знать:
правила организации рабочего места распиловщика алмазов;
типы и устройство обдирочных станков;
методы и способы крепления алмазного полуфабриката;
виды, типоразмеры и назначение оправок;
технологию наклейки полуфабрикатов;
приемы и способы сохранения максимального размера полуфабриката после обдирки;
факторы, влияющие на экономию алмазного сырья при обдирке;
методы обдирки;
технические требования к обточенным алмазным полуфабрикатам;
виды брака и его причины при обдирке;
способы устранения технических недостатков, возникающих в процессе обдирки;
инструкции по охране труда при работе на обдирочном оборудовании |
|
|
МДК.02.01. Технология обдирки алмазов |
|
|
Огранка алмазов в бриллианты
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исследования алмазного сырья для огранки;
выполнения подготовительных работ при выборе средств для огранки;
выполнения простой и полной огранки круглого бриллианта;
контроля качества огранки бриллианта;
реставрации и исправления недостатков, допущенных в процессе огранки алмазов;
уметь:
организовать рабочее место огранщика алмазов в бриллианты;
определять вид и технологическую последовательность огранки;
подбирать инструменты и приспособления по виду работ;
настраивать приспособления для огранки;
подбирать и устанавливать ограночный диск;
шаржировать и укатывать ограночный диск;
измерять диаметр алмазного полуфабриката с помощью специальных приспособлений;
проводить линию рундиста на алмазном полуфабрикате;
работать на ограночных станках различных типов;
шлифовать и полировать поверхность алмазного полуфабриката;
контролировать качество поверхности при огранке;
ориентировать алмазный полуфабрикат в процессе огранки;
выбирать оптимальные направления шлифования граней;
использовать приемы огранки, повышающие выход годного;
пользоваться измерительными инструментами и приборами;
определять качество огранки в соответствии с действующими стандартами;
устранять недостатки, выявленные в процессе контроля;
производить переогранку при реставрации круглого бриллианта;
применять в процессе огранки безопасные приемы работы;
знать:
элементы бриллианта и их назначение;
виды природных дефектов и недостатков обработки алмазного полуфабриката;
геометрические параметры круглого бриллианта;
правила организации рабочего места огранщика алмазов;
наименования и назначение инструментов, приспособлений и специальных материалов;
типы и устройства ограночных станков;
основные операции в технологическом цикле изготовления бриллиантов;
способы подбора и установки ограночного диска;
методы и виды шаржирования и укатывания ограночного диска;
способы установки ограночного диска;
последовательность выполнения простой и полной огранки;
пути повышения выхода годного при огранке;
технические требования в соответствии с действующими стандартами;
причины возврата на переогранку;
способы реставрации круглых бриллиантов;
способы устранения недостатков огранки;
инструкции по охране труда при работе на ограночном оборудовании |
|
|
МДК.03.01. Технология огранки алмазов в бриллианты |
|
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
|
|
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
|
|
|
|
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.5 |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390) |
Таблица 3
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|
|
|
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
технического черчения;
технологического оборудования и оснастки для обработки алмазов;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
исследования алмазов и бриллиантов;
технологии обработки алмазов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.