ФГОС 35.02.01
Лесное и лесопарковое хозяйство
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
35.02.01
Лесное и лесопарковое хозяйство
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства |
3 года 10 месяцев |
основное общее образование |
4 года 10 месяцев |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3240 |
2160 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
654 |
436 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
170 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
340 |
170 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
198 |
132 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного
цикла обучающийся должен:
уметь:
решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления;
решать простейшие задачи, используя элементы теории вероятности;
выполнять действия над векторами;
знать:
о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
основы аналитической геометрии;
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики;
основные численные методы решения прикладных задач;
простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности; |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
свободно оперировать пакетом прикладных программ;
использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;
знать:
основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (далее -
ПК);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации;
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру
ПК и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; |
|
|
ЕН.02. Информатика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
уметь:
сохранять среду обитания животных и птиц при заготовке древесины и других лесных ресурсов;
давать оценку воздействия на окружающую среду негативных техногенных факторов;
знать:
основы взаимосвязи организмов и среды их обитания;
об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
об основных природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
об экологических принципах рационального природопользования;
проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного использования лесов. |
|
|
ЕН.03.
Экологические основы природопользования |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2388 |
1592 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
892 |
594 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;
применять геодезические приборы и инструменты;
вести вычислительную и графическую обработку полевых измерений;
знать:
назначение и содержание лесных карт (планов);
назначение и устройство геодезических приборов;
организацию и технологию геодезических работ;
основные сведения из теории погрешностей; |
|
|
ОП.01. Геодезия |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.3, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.1, 4.3 | |
уметь:
определять основные виды споровых и травянистых растений;
распознавать основные типы различных органов растений и их частей;
знать:
основные вегетативные и генеративные органы растений;
способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;
растения - индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения;
редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране; |
|
|
ОП.02. Ботаника |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.3, 3.3, 4.3 | |
уметь:
проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства;
составлять почвенные карты и картограммы;
давать рекомендации по использованию и улучшению почв;
знать:
методику исследования почв;
сущность почвообразовательного процесса, в том числе основы геологии;
лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия;
влияние лесохозяйственных мероприятий на почву;
экологические основы охраны почв;
типы почв России; |
|
|
ОП.03. Почвоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.2 - 1.4, 3.2, 3.3, 4.1, 4.3 | |
уметь:
определять основные виды кустарниковых и древесных растений;
определять типы леса и лесорастительных условий;
выявлять взаимосвязи леса и окружающей среды;
классифицировать деревья в лесу по росту и развитию;
прогнозировать смену пород;
знать:
основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и хозяйственное значение;
методику фенологических наблюдений;
способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
составные растительные элементы леса, их лесоводственное и хозяйственное значение;
законы возобновления, роста, развития и формирования лесного сообщества;
типологию леса, закономерности смены пород и их значение в практике ведения лесного хозяйства; |
|
|
ОП.04. Дендрология и лесоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
уметь:
определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины;
определять виды повреждений древесных пород;
определять отряды птиц;
определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей;
знать:
основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;
главнейшие виды вредителей и болезней леса;
диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;
основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;
особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;
главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей; |
|
|
ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц |
ОК 1 - 9
ПК 1.5, 2.3, 2.4, 3.2 | |
уметь:
распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине;
определять пороки древесины;
использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете;
знать:
строение древесины и коры;
свойства и пороки древесины;
классификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции; |
|
|
ОП.06. Основы древесиноведения и лесного товароведения |
ОК 1 - 9
ПК 1.4,
3.1, 3.2,
4.1, 4.2 | |
уметь:
распознавать детали, основные узлы и механизмы в тракторах и автомобилях;
отличать узлы и детали, выявлять неисправность;
подготавливать к работе ручной моторный инструмент, устранять мелкие неисправности;
знать:
основные материалы, применяемые в машиностроении;
основы деталей машин и механизмов;
назначение, устройство, основные правила эксплуатации тракторов и автомобилей;
основы организации и технической эксплуатации машинно-тракторного парка;
основные эксплуатационные расчеты; |
|
|
ОП.07. Основы устройства тракторов и автомобилей |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1, 2.2, 2.4,
3.2, 3.3 | |
уметь:
использовать нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности;
участвовать в составлении актов, регулирующих правоотношения граждан в процессе профессиональной деятельности;
защищать свои права в соответствии с трудовым кодексом;
знать:
организационно-правовые формы юридических
лиц;
основы трудового права;
положения о дисциплинарной, материальной и административной ответственности;
порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.3, 3.2, 3.3, 4.1, 4.3 | |
уметь:
оформлять документацию о нарушении лесного законодательства;
оформлять договор аренды лесного участка;
знать:
правовые основы государственного управления лесами;
организацию государственного управления лесами;
нормативное обеспечение государственного управления лесами;
экономические основы государственного управления лесами;
государственное управление использованием лесов;
ответственность за нарушение лесного законодательства; |
|
|
ОП.09. Правовые и организационные основы государственного управления лесами |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4, 1.6,
2.1 - 2.3,
3.2, 3.3,
4.1, 4.3 | |
уметь:
рассчитывать технико-экономические показатели лесохозяйственной деятельности;
вести учет и документооборот в лесничестве и других организациях;
использовать информационные технологии для расчетов и оформления документации;
организовывать деятельность коллектива;
общаться с руководством, коллегами;
управлять персоналом;
проводить деловые беседы, совещания, телефонные переговоры;
разрешать конфликтные ситуации;
знать:
организацию финансово-хозяйственной деятельности организации в лесном хозяйстве;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы лесохозяйственной организации, показатели их эффективного пользования;
механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях;
цели, задачи, разновидности менеджмента;
основные функции управления;
методы и типы структур управления;
методы и уровни принятия решений;
теорию мотивации и ее факторы;
технологию работы с подчиненными;
этику делового общения;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
|
ОП.10. Экономика организации и менеджмент |
ОК 1 - 4, 6, 7, 8
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.2, 3.3,
4.1, 4.3 | |
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;
использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда;
проводить инструктажи по охране труда;
осуществлять контроль за охраной труда;
знать:
правила и нормы охраны труда;
источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; |
|
|
ОП.11. Охрана труда |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1496 |
998 |
|
|
ПМ.01 |
Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
учета урожая семян;
заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья;
отбора средних проб от партии семян;
определения посевных качеств семян;
выращивания посадочного материала в лесном питомнике;
создания лесных культур, защитных лесных насаждений и ухода за ними;
проведения технической приемки лесокультурных работ, инвентаризации и перевода лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью;
защиты семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;
по уходу за лесами;
оформления технической документации;
контроля качества работ на всех этапах их проведения;
участия в проектировании мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за ними;
уметь:
выполнять селекционную оценку деревьев и насаждений;
выполнять прививки древесных пород;
готовить семена к посеву;
проводить обработку почвы, посев, посадку и уход за сеянцами и саженцами в питомниках, на лесокультурных площадях и защитных лесных насаждениях;
рассчитывать нормы высева семян;
проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике;
выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал;
подбирать вид, конструкцию, породный состав, схему размещения растений в защитных лесных насаждениях различного назначения;
вести учет и оценку естественного возобновления лесов;
назначать виды ухода и устанавливать их режим;
отводить участки лесных насаждений для проведения мероприятий по уходу за лесами и оформлять документацию по их отводу;
подбирать технологии ухода за лесами, оформлять технологические карты;
производить оценку качества лесных участков, на которых проведены мероприятия по уходу;
отбирать деревья в рубку и на выращивание;
определять виды вредителей и болезней семян, сеянцев и саженцев и применять методы борьбы с ними;
проводить подбор агрегатов, наладку и регулировку машин и механизмов, используемых для получения семян, посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения;
организовывать работу производственного подразделения;
пользоваться нормативно-технической документацией;
знать:
биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород;
основные виды болезней и вредителей семян, сеянцев и саженцев и меры борьбы с ними;
машины и механизмы, используемые для переработки лесосеменного сырья, получения посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения;
технологии создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними;
методики прогнозирования и учета урожая семян;
технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян;
методы определения посевных качеств семян;
виды лесных питомников, их организационную структуру;
приемы и системы обработки почвы в питомниках;
агротехнику и технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках;
основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур, категории лесокультурных площадей;
методику разработки проекта лесовосстановления;
агротехнику и технологию создания лесных культур;
методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах;
виды, методы и приемы ухода за лесами;
технологии ухода за лесами;
пути повышения устойчивости и продуктивности лесов;
правила оформления технической документации по воспроизводству лесов и лесоразведению;
основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению;
правила и нормы охраны труда при проведении технологических процессов. |
|
|
МДК.01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5 |
ПМ.02 |
Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;
использования средств тушения лесных пожаров;
сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов;
проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
уметь:
работать с нормативной документацией по охране леса;
назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;
составлять планы противопожарных мероприятий;
производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;
определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;
выбирать методы борьбы с вредными организмами;
назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;
оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;
организовывать работу производственного подразделения;
проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров;
знать:
организацию охраны лесов;
условия возникновения и распространения лесных пожаров;
предупредительные меры по охране лесов от пожаров;
организацию проведения лесопожарного мониторинга;
противопожарное устройство лесной территории;
виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;
способы тушения лесных пожаров;
порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения, машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;
порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга;
методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;
методы борьбы с вредителями и болезнями леса;
принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите;
безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ;
правила пожарной безопасности при работах в лесу. |
|
|
МДК.02.01. Охрана и защита лесов |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.4 |
ПМ.03 |
Организация использования лесов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;
выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;
оформления технологической карты;
выбора способа очистки лесосек;
установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;
разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности;
уметь:
работать с электронной базой материалов лесоустройства;
использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков;
устанавливать и обозначать на местности границы лесосек;
оформлять документацию по отводу лесосек;
контролировать и принимать работы по отводу лесных участков;
проводить оценку качества отведенных участков;
давать оценку правильности составленных технологических карт;
подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов;
проводить ландшафтный анализ территорий;
выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений;
организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;
осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов;
работать с нормативной документацией;
организовывать работу производственного подразделения;
проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров;
знать:
технику отвода лесных участков;
системы и виды рубок лесных насаждений и их организационно-технические элементы;
способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;
технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;
пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности;
правила оформления технической документации;
нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов;
правила охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов. |
|
|
МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.3 |
МДК.03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности | |||||
ПМ.04 |
Проведение работ по лесоустройству и таксации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обмера и определения объема растущего и срубленного дерева;
определения таксационных показателей лесных насаждений;
определения запаса и сортиментной оценки лесных насаждений;
обмера и учета древесной и недревесной продукции;
осуществления камеральной обработки полевой лесоустроительной информации;
уметь:
определять таксационные показатели деревьев и насаждений;
работать с таксационными таблицами, приборами и инструментами;
проводить учет древесной и недревесной продукции;
выполнять полевые работы в системе государственной инвентаризации лесов;
использовать материалы лесоустройства для решения практических задач лесного хозяйства;
назначать хозяйственные мероприятия в лесу;
заполнять полевую лесоустроительную документацию;
составлять план рубок;
устанавливать размер расчетной лесосеки;
составлять таксационное описание;
составлять планово-картографические материалы;
проектировать мероприятия по охране, воспроизводству лесов;
организовывать работу производственного подразделения;
работать с нормативной, правовой и технической документацией при проведении лесоустроительных работ и таксации;
знать:
особенности таксации срубленного и растущего дерева;
таксационные показатели насаждений и методы их определения;
особенности составления таксационных таблиц;
способы учета древесной и недревесной продукции;
особенности таксации недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов;
теоретические и экономические основы лесоустройства;
объекты лесоустройства, цикл и содержание лесоустроительных работ;
методы и виды лесоустройства;
методику полевых работ;
методы инвентаризации лесного фонда;
методику дешифрирования данных дистанционного зондирования в лесоустройстве;
государственные информационные системы-технологии (далее - ГИС-технологии) при создании лесных карт и таксационных баз данных;
методику составления расчетной лесосеки и планов рубок;
лесоустроительные технологии при планировании лесозащитных работ;
основы проектирования лесохозяйственных работ;
методику разработки лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов;
порядок ведения государственного лесного реестра, государственного кадастрового учета лесных участков, мониторинга лесов;
нормативную, правовую и техническую документацию при проведении лесоустроительных работ и таксации;
правила охраны труда при проведении лесоустроительных работ и таксации. |
|
|
МДК.04.01. Лесная таксация |
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.3 |
МДК.04.02. Лесоустройство | |||||
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4590 |
3060 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
24 нед. |
864 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.3 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
85 нед. |
Учебная практика |
24 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
4482 |
2988 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
930 |
620 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
ОК 1 - 9 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
234 |
156 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления;
решать задачи, используя элементы теории вероятности;
выполнять действия над векторами;
знать:
о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
основы аналитической геометрии;
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики;
основные численные методы решения прикладных задач;
простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности; |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.3,
4.1 - 4.4 | |
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы);
свободно оперировать пакетом прикладных программ;
использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;
знать:
основные этапы решения задач с помощью ПК;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру
ПК и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; |
|
|
ЕН.02. Информатика |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 5.4 | |
уметь:
сохранять среду обитания животных и птиц при заготовке древесины и других лесных ресурсов;
давать оценку воздействия на окружающую среду негативных техногенных факторов;
знать:
основы взаимосвязи организмов и среды обитания;
об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
об основных природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
об экологических принципах рационального природопользования;
проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного использования лесов. |
|
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 5.4 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3318 |
2212 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
954 |
636 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;
применять геодезические приборы и инструменты;
вести вычислительную и графическую обработку полевых измерений;
знать:
назначение и содержание лесных карт (планов);
назначение и устройство геодезических приборов;
организацию и технологию геодезических работ;
основные сведения из теории погрешностей; |
|
|
ОП.01. Геодезия |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.3, 2.2, 3.1, 3.3, 4.1 - 4.4 | |
уметь:
определять основные виды споровых и травянистых растений;
распознавать основные типы различных органов растений и их частей;
знать:
основные вегетативные и генеративные органы растений;
способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;
растения - индикаторы лесорастительных условий;
лекарственные растения;
редкие и исчезающие виды растений региона и мероприятия по их охране; |
|
|
ОП.02. Ботаника |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.3, 3.3, 3.4, 4.3 | |
уметь:
проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства;
составлять почвенные карты и картограммы;
давать рекомендации по использованию и улучшению почв;
знать:
методику исследования почв;
сущность почвообразовательного процесса, в том числе основы геологии;
лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия;
влияние лесохозяйственных мероприятий на почву;
экологические основы охраны почв;
типы почв на территории Российской Федерации; |
|
|
ОП.03. Почвоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.2 - 1.4, 3.2 - 3.4, 4.1, 4.3 | |
уметь:
определять основные виды кустарниковых и древесных растений;
определять типы леса и лесорастительных условий;
выявлять взаимосвязи леса и окружающей среды;
классифицировать деревья в лесу по росту и развитию;
прогнозировать смену пород;
знать:
основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и хозяйственное значение;
методику фенологических наблюдений;
способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
составные растительные элементы леса, их лесоводственное и хозяйственное значение;
законы возобновления, роста, развития и формирования лесного сообщества;
типологию леса, закономерности смены пород и их значение в практике ведения лесного хозяйства; |
|
|
ОП.04. Дендрология и лесоведение |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5, 2.1, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | |
уметь:
определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины;
определять виды повреждений древесных пород;
определять отряды птиц;
определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей;
знать:
основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;
главнейшие виды вредителей и болезней леса;
диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;
основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;
особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;
главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей; |
|
|
ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц |
ОК 1 - 9
ПК 1.5, 2.3, 2.4, 3.2 | |
уметь:
распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине;
определять пороки древесины;
использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете;
знать:
строение древесины и коры;
свойства и пороки древесины;
классификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции; |
|
|
ОП.06. Основы древесиноведения и лесного товароведения |
ОК 1 - 9
ПК 1.4, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 | |
уметь:
распознавать детали, основные узлы и механизмы в тракторах и автомобилях;
отличать узлы и детали, выявлять неисправность;
подготавливать к работе ручной моторный инструмент;
устранять мелкие неисправности;
знать:
основные материалы, применяемые в машиностроении;
основы деталей машин и механизмов;
назначение, устройство, основные правила эксплуатации тракторов и автомобилей;
основы организации и технической эксплуатации машинно-тракторного парка;
основные эксплуатационные расчеты |
|
|
ОП.07. Основы устройства тракторов и автомобилей |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5, 2.1, 2.2, 2.4, 3.2 - 3.4 | |
уметь:
использовать нормативные правовые акты в профессиональной деятельности;
участвовать в составлении актов, регулирующих правоотношения граждан в процессе профессиональной деятельности;
защищать свои права в соответствии с трудовым кодексом;
знать:
организационно-правовые формы юридических
лиц;
основы трудового права;
положения о дисциплинарной, материальной и административной ответственности;
порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1, 2, 3, 6, 7, 8
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.3,
3.2 - 3.4,
4.1 - 4.4 | |
уметь:
оформлять документацию о нарушении лесного законодательства;
оформлять договор аренды лесного участка;
знать:
правовые основы государственного управления лесами;
организацию государственного управления лесами;
нормативное обеспечение государственного управления лесами;
экономические основы государственного управления лесами;
государственное управление использованием лесов;
ответственность за нарушение лесного законодательства; |
|
|
ОП.09. Правовые и организационные основы государственного управления лесами |
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 5.4 | |
уметь:
рассчитывать технико-экономические показатели лесохозяйственной деятельности;
вести учет и документооборот в лесничестве и других организациях;
использовать информационные технологии для расчетов и оформления документации;
организовывать деятельность коллектива;
общаться с руководством, коллегами;
управлять персоналом;
проводить деловые беседы, совещания, телефонные переговоры;
разрешать конфликтные ситуации;
знать:
организацию финансово-хозяйственной деятельности организаций в лесном хозяйстве;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы и лесохозяйственного учреждения, показатели их эффективного пользования;
механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях;
цели, задачи, разновидности менеджмента;
основные функции управления;
методы и типы структур управления;
методы и уровни принятия решений;
теорию мотивации и ее факторы;
технологию работы с подчиненными;
этику делового общения;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
|
ОП.10. Экономика организации и менеджмент |
ОК 1, 2, 4, 6, 7, 8
ПК 1.1 - 5.4 | |
уметь:
оформлять документацию по управлению качеством продукции;
оценивать качество продукции;
знать:
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные методы оценки качества продукции; |
|
|
ОП.11. Управление качеством |
ОК 2, 3, 9
ПК 1.1 - 5.4 | |
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;
использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда;
проводить инструктажи по охране труда;
осуществлять контроль за охраной труда;
знать:
правила и нормы охраны труда;
источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; |
|
|
ОП.12. Охрана труда |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 5.4 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.13. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 5.4 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2364 |
1576 |
|
|
ПМ.01 |
Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
учета урожая семян;
заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья;
отбора средних проб от партии семян;
определения посевных качеств семян;
выращивания посадочного материала в лесном питомнике;
создания лесных культур, защитных лесных насаждений и ухода за ними;
проведения технической приемки лесокультурных работ, инвентаризации и перевода лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью;
проектирования лесных питомников, лесных культур и защитных лесных насаждений;
защиты семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;
по уходу за лесами;
оформления технической документации;
контроля качества работ на всех этапах их проведения;
проектирования мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за ними;
уметь:
выполнять селекционную оценку деревьев и насаждений;
выполнять прививки древесных пород;
готовить семена к посеву;
проводить обработку почвы, посев, посадку и уход за сеянцами и саженцами в питомниках, на лесокультурных площадях и защитных лесных насаждениях;
рассчитывать нормы высева семян;
проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике;
выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал;
подбирать вид, конструкцию, породный состав, схему размещения растений в защитных лесных насаждениях различного назначения;
вести учет и оценку естественного возобновления лесов;
назначать виды ухода и устанавливать их режим;
отводить участки лесных насаждений для проведения мероприятий по уходу за лесами и оформлять документацию по их отводу;
подбирать технологии ухода за лесами, оформлять технологические карты;
производить оценку качества лесных участков, на которых проведены мероприятия по уходу;
отбирать деревья в рубку и на выращивание;
определять виды вредителей и болезней семян, сеянцев и саженцев и применять методы борьбы с ними;
проводить подбор агрегатов, наладку и регулировку машин и механизмов, используемых для получения семян, посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения;
организовывать работу производственного подразделения;
пользоваться нормативно-технической документацией;
знать:
биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород;
основные виды болезней и вредителей семян, сеянцев и саженцев и меры борьбы с ними;
машины и механизмы, используемые для переработки лесосеменного сырья, получения посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения;
технологии создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними;
методики прогнозирования и учета урожая семян;
технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян;
методы определения посевных качеств семян;
виды лесных питомников, их организационную структуру;
приемы и системы обработки почвы в питомниках;
агротехнику и технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках;
основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур, категории лесокультурных площадей;
методику разработки проекта лесовосстановления;
агротехнику и технологию создания лесных культур;
методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах;
виды, методы и приемы ухода за лесами;
технологии ухода за лесами;
пути повышения устойчивости и продуктивности лесов;
правила оформления технической документации по воспроизводству лесов и лесоразведению;
основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению;
правила и нормы охраны труда при проведении технологических процессов. |
|
|
МДК.01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов |
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5 |
ПМ.02 |
Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;
использования средств тушения лесных пожаров;
сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов;
проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
разработки планов противопожарных и санитарно-оздоровительных мероприятий;
уметь:
работать с нормативной документацией по охране
леса;
назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;
составлять планы противопожарных мероприятий;
производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;
определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;
выбирать методы борьбы с вредными организмами;
назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;
оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;
организовывать работу производственного подразделения;
проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров;
знать:
организацию охраны лесов;
условия возникновения и распространения лесных пожаров;
предупредительные меры по охране лесов от пожаров;
организацию проведения лесопожарного мониторинга;
противопожарное устройство лесной территории;
виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;
способы тушения лесных пожаров;
порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения;
машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;
порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга;
методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;
методы борьбы с вредителями и болезнями леса;
принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите;
безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнении противопожарных и лесозащитных работ;
правила пожарной безопасности при работах в
лесу. |
|
|
МДК.02.01. Охрана и защита лесов |
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5 |
ПМ.03 |
Организация использования лесов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;
выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;
оформления технологической карты;
выбора способа очистки лесосек;
установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;
разработки и осуществления мероприятий в парках и лесопарках;
по охране и поддержанию численности диких животных и среды их обитания;
разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности;
уметь:
работать с электронной базой материалов лесоустройства;
использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков;
устанавливать и обозначать на местности границы лесосек;
оформлять документацию по отводу лесосек;
контролировать и принимать работы по отводу лесных участков;
проводить оценку качества отведенных участков;
давать оценку правильности составленных технологических карт;
проводить работы по охране, поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов диких животных и среды их обитания;
подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов;
проводить ландшафтный анализ территорий;
выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений;
организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;
определять продуктивность охотоугодий;
осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов;
работать с нормативной документацией;
организовывать работу производственного подразделения;
проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров;
знать:
технику отвода лесных участков;
системы и виды рубок лесных насаждений и их организационно-технические элементы;
способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;
технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;
принципы организации и ведения хозяйства в садово-парковом и городском зеленом хозяйстве;
пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности;
бонитировку охотничьих угодий и учет численности диких животных;
правила оформления технической документации;
нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов;
правила охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов. |
|
|
МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.4 |
МДК.03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности | |||||
ПМ.04 |
Организация и проведение работ по лесоустройству и таксации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обмера и определения объема растущего и срубленного дерева;
определения таксационных показателей лесных насаждений;
определения запаса и сортиментной оценки лесных насаждений;
обмера и учета древесной и недревесной продукции;
осуществления камеральной обработки полевой лесоустроительной информации;
разработки лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов на лесных участках;
использования лесоустроительных геоинформационных систем;
уметь:
определять таксационные показатели деревьев и насаждений;
работать с таксационными таблицами, приборами и инструментами;
проводить учет древесной и недревесной продукции;
выполнять полевые работы в системе государственной инвентаризации лесов;
использовать материалы лесоустройства для решения практических задач лесного хозяйства;
назначать и организовывать хозяйственные мероприятия в лесу;
оформлять лесоустроительную документацию;
проектировать и закреплять на местности местоположение границ лесничеств, лесопарков, лесных участков;
составлять план рубок;
устанавливать размер расчетной лесосеки;
составлять таксационное описание;
составлять планово-картографические материалы;
проектировать мероприятия по охране, воспроизводству лесов;
организовывать работу производственного подразделения;
работать с нормативной, правовой и технической документацией при проведении лесоустроительных работ и таксации;
организовывать и проводить дистанционную и наземную оценку лесного фонда;
знать:
особенности таксации срубленного и растущего дерева;
таксационные показатели насаждений и методы их определения;
особенности составления таксационных таблиц;
способы учета древесной и недревесной продукции;
особенности таксации недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов;
теоретические и экономические основы лесоустройства;
объекты лесоустройства, цикл и содержание лесоустроительных работ;
методы и виды лесоустройства;
методику полевых работ;
методы инвентаризации лесного фонда;
методику дешифрирования данных дистанционного зондирования в лесоустройстве;
ГИС-технологии при создании лесных карт и таксационных баз данных;
методику составления расчетной лесосеки и планов рубок;
лесоустроительные технологии при планировании лесозащитных работ;
основы проектирования лесохозяйственных работ;
методику разработки лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов;
порядок ведения государственного лесного реестра, государственного кадастрового учета лесных участков, мониторинга лесов;
нормативную, правовую и техническую документацию при проведении лесоустроительных работ и таксации;
правила охраны труда при проведении лесоустроительных работ и таксации. |
|
|
МДК.04.01. Лесная таксация |
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.4 |
МДК.04.02. Лесоустройство | |||||
ПМ.05 |
Организация работы структурного подразделения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в управлении структурным подразделением;
уметь:
использовать методы определения трудоемкости и производительности труда;
определять численность и профессиональный состав комплексной бригады;
распределять обязанности и устанавливать степень ответственности каждого работника;
производить расчет планового задания на выполнение лесохозяйственных, лесозаготовительных, лесокультурных и других работ;
проводить контроль и оценку работы каждого работника и структурного подразделения в целом;
оформлять приемку выполненных работ и законченных лесохозяйственных объектов документами;
знать:
структурную организацию управления подразделением;
организацию производственной деятельности подразделения;
организацию труда при индивидуальной и коллективной форме;
виды бригад и организацию их работы с учетом сезонности их выполнения в лесохозяйственном секторе;
методику определения выработки и производительности лесохозяйственных машин, механизмов, оборудования, агрегатов;
нормативно-правовые документы (в том числе правила, инструкции, положения), регламентирующие выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесозаготовительных, лесозащитных и других работ. |
|
|
МДК.05.01. Основы управления структурным подразделением |
ОК 1 - 9
ПК 5.1 - 5.4 |
ПМ.06 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1944 |
1296 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
6426 |
4284 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
28 нед. |
1008 |
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.5,
3.1 - 3.4,
4.1 - 4.4,
5.1 - 5.4 |
ПП.00 |
Производственная практика (но профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
5 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
119 нед. |
Учебная практика |
28 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
5 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
34 нед. |
Итого |
199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 - 94) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
11359 |
Вальщик леса |
12478 |
Изготовитель художественных изделий из дерева |
12483 |
Изготовитель художественных изделий из лозы |
13376 |
Лесовод |
15385 |
Обрубщик сучьев |
17531 |
Рабочий зеленого хозяйства |
17710 |
Рамщик |
17755 |
Раскряжевщик |
17938 |
Резчик по дереву и бересте |
18783 |
Станочник деревообрабатывающих станков |
19203 |
Тракторист |
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники