Профстандарт: 01.002
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
01.002
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 августа 2015 года,
регистрационный N 38575
Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
|
509 | |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
|
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса |
01.002 | |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Группа занятий
|
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2445 |
Психологи |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
- |
- |
|
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности
|
85.11 |
Образование дошкольное |
|
85.12 |
Образование начальное общее |
|
85.13 |
Образование основное общее |
|
85.14 |
Образование среднее общее |
|
85.21 |
Образование профессиональное среднее |
|
85.22 |
Образование высшее |
|
85.30 |
Обучение профессиональное |
|
85.4 |
Образование дополнительное |
|
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции | ||||
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
|
A |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
7 |
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
A/01.7 |
7 |
|
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
A/02.7 |
7 | |||
|
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
A/03.7 |
7 | |||
|
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
A/04.7 |
7 | |||
|
Психологическая диагностика детей и обучающихся |
A/05.7 |
7 | |||
|
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
A/06.7 |
7 | |||
|
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
A/07.7 |
7 | |||
|
B |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
7 |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
B/01.7 |
7 |
|
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/02.7 |
7 | |||
|
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/03.7 |
7 | |||
|
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/04.7 |
7 | |||
|
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
B/05.7 |
7 | |||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
Код |
A |
Уровень квалификации |
7 |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации |
|
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям |
|
Требования к опыту практической работы |
- |
|
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3> |
|
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
|
2445 |
Психологи | |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования | |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения | |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения | |
|
ЕКС <4> |
- |
Педагог-психолог, психолог |
|
ОКПДТР <5> |
25484 |
Педагог-психолог |
|
ОКСО <6> |
0303 |
Психология |
|
050706 |
Педагогика и психология | |
|
050716 |
Специальная психология | |
|
050717 |
Специальная дошкольная педагогика и психология |
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование |
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
Код |
A/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей |
|
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ | |
|
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников | |
|
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей | |
|
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами | |
|
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
|
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований | |
|
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся | |
|
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ | |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) | |
|
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся | |
|
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий | |
|
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями | |
|
Необходимые знания |
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
|
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования | |
|
Теория и методы организации психологического исследования | |
|
Методы статистического анализа данных психологического исследования | |
|
Методы верификации результатов исследования | |
|
Методы интерпретации и представления результатов исследования | |
|
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики | |
|
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ | |
|
Профессиональная этика | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
Код |
A/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
|
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды | |
|
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся | |
|
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации | |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
|
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом | |
|
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления | |
|
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий | |
|
Необходимые знания |
История и теория проектирования образовательных систем |
|
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса | |
|
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса | |
|
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования | |
|
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
Код |
A/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
|
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам | |
|
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам | |
|
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности | |
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | |
|
Необходимые знания |
Современные теории и методы консультирования |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития | |
|
Этические нормы организации и проведения консультативной работы | |
|
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
|
Наименование |
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
Код |
A/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
|
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации | |
|
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся | |
|
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций |
|
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы | |
|
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся | |
|
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками | |
|
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями | |
|
Необходимые знания |
Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы |
|
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи | |
|
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями | |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами) | |
|
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы | |
|
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая диагностика детей и обучающихся |
Код |
A/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
|
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи | |
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся | |
|
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов | |
|
Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности | |
|
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования |
|
Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов | |
|
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям | |
|
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи | |
|
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе | |
|
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции | |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня | |
|
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей | |
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся | |
|
Необходимые знания |
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
|
Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи | |
|
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | |
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | |
|
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | |
|
Психология личности и социальная психология малых групп | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
Код |
A/06.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
|
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности | |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) | |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации | |
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка | |
|
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся |
|
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся | |
|
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры | |
|
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций | |
|
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся |
|
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся | |
|
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.7. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
Код |
A/07.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
|
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер | |
|
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения | |
|
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения | |
|
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию) | |
|
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации |
|
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе | |
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды | |
|
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде | |
|
Необходимые знания |
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций |
|
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | |
|
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды | |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития | |
|
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива | |
|
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | |
|
Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Код |
B |
Уровень квалификации |
7 |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации |
|
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям |
|
Требования к опыту практической работы |
- |
|
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
|
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
|
2445 |
Психологи | |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования | |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения | |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения | |
|
ЕКС |
- |
Педагог-психолог, психолог |
|
ОКПДТР |
25484 |
Педагог-психолог |
|
ОКСО |
030301 |
Психология |
|
050706 |
Педагогика и психология | |
|
050711 |
Социальная педагогика | |
|
050716 |
Специальная психология | |
|
050717 |
Специальная дошкольная педагогика и психология | |
|
050718 |
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях |
3.2.1. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов) | |
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса | |
|
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций | |
|
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
B/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей |
|
Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни | |
|
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе | |
|
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
|
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся | |
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период | |
|
Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности | |
|
Необходимые знания |
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов |
|
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе | |
|
Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов | |
|
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | |
|
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов | |
|
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | |
|
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива | |
|
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
B/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам |
|
Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам | |
|
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов |
|
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | |
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | |
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций | |
|
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье | |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
|
Необходимые знания |
Современные технологии и методы консультирования |
|
Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования | |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | |
|
Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
B/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения |
|
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации | |
|
Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям | |
|
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
|
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья | |
|
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типов | |
|
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия |
|
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях | |
|
Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации) | |
|
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся | |
|
Необходимые знания |
Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы |
|
Теория психологической коррекции | |
|
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции | |
|
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы | |
|
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции | |
|
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции | |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | |
|
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся | |
|
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.5. Трудовая функция
|
Наименование |
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Код |
B/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
|
Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
|
Необходимые умения |
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося |
|
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов | |
|
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям | |
|
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи | |
|
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе | |
|
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) | |
|
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
|
Необходимые знания |
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи | |
|
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | |
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | |
|
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
|
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва | |
|
Ректор |
Рубцов Виталий Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
|
1. |
ГБОУ "Самарский региональный социопсихологический центр", город Самара |
|
2. |
ГОУ "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург |
|
3. |
ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет", город Уфа, Республика Башкортостан |
|
4. |
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", город Москва |
|
5. |
ФГБОУ "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград |
|
6. |
ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", город Ростов-на-Дону |
Скачать в PDF профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
Поиск-
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники

