Профстандарт: 04.011
Специалист подготовительного периода анимационного кино
04.011
Специалист подготовительного периода анимационного кино
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 августа 2020 года,
регистрационный N 59582
Профессиональный стандарт "Специалист подготовительного периода анимационного кино"
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 458н
1329 | |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Подготовка и обеспечение подготовительного периода анимационного кино |
04.011 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Подготовка к съемочному периоду производства в анимационном кино и компьютерной графике |
Группа занятий:
2166 |
Графические и мультимедийные дизайнеры |
- |
- |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
59.11 |
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ |
59.12 |
Деятельность монтажно-компоновочная в области производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ |
62.09 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая |
90.03 |
Деятельность в области художественного творчества |
(код ОКВЭД) |
(наименование вида экономической деятельности) |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции | ||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Создание раскадровки посредством передачи образов анимационных персонажей при помощи конструирования их движения и поведения |
5 |
Определение основных характеристик образов анимационных персонажей в соответствии с заданием режиссера, монтажера и оператора |
A/01.5 |
5 |
Конструирование визуально-аудиальных образов анимационных персонажей |
A/02.5 |
5 | |||
B |
Сборка трехмерных сцен анимационного кино |
5 |
Предварительная постановка виртуальных камер и настройка их технических параметров для съемки анимационного кино |
B/01.5 |
5 |
Постановка анимационных персонажей и окружения для съемки сцен анимационного кино |
B/02.5 |
5 | |||
Создание предварительных ключевых поз и тайминга движений персонажей в соответствии с сюжетом анимационного кино |
B/03.5 |
5 | |||
C |
Выбор способа съемки и постановка виртуальных камер в анимационном кино |
5 |
Определение методов и приемов съемки анимационного кино |
C/01.5 |
5 |
Организация и контроль качества работ по постановке виртуальных камер в анимационном кино |
C/02.5 |
5 | |||
D |
Разработка и сопровождение художественной концепции проекта анимационного кино |
6 |
Разработка и согласование с режиссером и моделлером концепт-артов отдельных объектов анимационного кино |
D/01.6 |
6 |
Разработка общей визуальной стилистики проекта и контроль ее реализации в процессе создания анимационного кино |
D/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание раскадровки посредством передачи образов анимационных персонажей при помощи конструирования их движения и поведения |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X | ||||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по созданию раскадровки Раскадровщик Сторибордист |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2166 |
Графические и мультимедийные дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-аниматор |
ОКПДТР |
27438 |
Художник компьютерной графики |
27454 |
Художник-мультипликатор | |
ОКСО |
8.55.02.02 |
Анимация (по видам) |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Наименование |
Определение основных характеристик образов анимационных персонажей в соответствии с заданием режиссера, монтажера и оператора |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Преобразование сценария и комментариев режиссера анимационного кино в ассоциативно-визуальный художественный образ |
Визуализация текстового сценария анимационного кино в виде нарисованных слайдов с описанием их основных параметров | |
Определение ритмической структуры анимационного кино, распределение тайминга ключевых действий и задание хронометража сцен | |
Принятие решений по основным характеристикам образов анимационных персонажей и взаимодействие с творческой группой по вопросам создания и утверждения раскадровки | |
Необходимые умения |
Использовать различные художественные материалы и техники, стили, в том числе с применением специализированных технических средств |
Отражать принципы динамики анимационных персонажей и объектов | |
Использовать растровые и векторные графические редакторы, применяемые в анимационном кино | |
Создавать ассоциативно-визуальный художественный образ анимационного персонажа в разных художественных стилях | |
Необходимые знания |
Основы живописи, рисунка, колористики, композиции, перспективы |
Основные виды программного обеспечения, используемого при создании раскадровки | |
Технологии создания образа анимационного персонажа | |
Основы сторибординга (создания раскадровки), ключевые фазы создания сториборда (раскадровки) | |
Основы режиссуры и драматургии | |
Основы актерского мастерства | |
Ключевые тенденции в современной иллюстрации и анимации | |
Другие характеристики |
- |
Наименование |
Конструирование визуально-аудиальных образов анимационных персонажей |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X | ||||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Создание аниматика посредством конструирования анимационных персонажей, их движений и мимики |
Создание 2D-раскадровки в анимационном кино | |
Создание ритмической структуры анимационного кино | |
Внесение правок в раскадровки, сториборды с учетом комментариев режиссера, монтажера и оператора анимационного кино | |
Необходимые умения |
Применять основы анатомии и биомеханики при создании раскадровки в приложении к возможностям компьютерной графики |
Разрабатывать 2D-раскадровки в анимационном кино | |
Достигать точного характерного действия персонажа или объекта в соответствии с заданием режиссера, монтажера и оператора и их комментариями | |
Необходимые знания |
Основные виды программного обеспечения, используемого при производстве анимационного кино |
Технологии создания образа анимационного персонажа | |
Основы графического рисунка | |
Основы компьютерной графики | |
Основы анатомии человека и животных | |
Основы биомеханики в приложении к возможностям компьютерной графики анимационного кино | |
Основные принципы распределения хронометража сцены в анимационном кино | |
Основы режиссуры, драматургии и актерского мастерства | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Сборка трехмерных сцен анимационного кино |
Код |
B |
Уровень квалификации |
5 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по созданию макета сцены Лейаут-артист Специалист по лейауту |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2166 |
Графические и мультимедийные дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-аниматор |
ОКПДТР |
27438 |
Художник компьютерной графики |
27454 |
Художник-мультипликатор | |
ОКСО |
8.55.02.02 |
Анимация (по видам) |
Наименование |
Предварительная постановка виртуальных камер и настройка их технических параметров для съемки анимационного кино |
Код |
B/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Создание виртуальных камер в трехмерных сценах анимационного кино и настройка их технических параметров |
Предварительная расстановка камер в трехмерных сценах анимационного кино в соответствии с раскадровкой и требованиями творческой группы | |
Решение художественных и технических задач по постановке виртуальных камер для съемки анимационного кино | |
Мониторинг и настройка технических аспектов постановки виртуальных камер в соответствии с установленными правилами технологического процесса анимационного кино | |
Необходимые умения |
Использовать программное обеспечение для постановки виртуальных камер в трехмерных сценах анимационного кино и компьютерной графики |
Читать и понимать техническую документацию, применяемую при создании анимационного кино | |
Применять в производстве анимационного кино основные принципы драматургии | |
Сохранять и адаптировать заданные раскадровкой композицию и ракурс виртуальной камеры при ее постановке в трехмерной сцене | |
Необходимые знания |
Программное обеспечение для постановки виртуальных камер в трехмерных сценах |
Основные принципы видеомонтажа | |
Основы анимации и мультипликации | |
Основы построения композиции кадра | |
Нормы этики делового общения | |
Основы компьютерной графики | |
Профессиональная терминология в сфере компьютерной графики | |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино | |
Технические принципы работы кинокамеры | |
Другие характеристики |
- |
Наименование |
Постановка анимационных персонажей и окружения для съемки сцен анимационного кино |
Код |
B/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Постановка персонажей анимационного кино, объектов и окружения в сцене под камеру |
Сборка анимационных сцен | |
Определение ключевых поз персонажей в соответствии с хронометражем раскадровки или аниматика | |
Решение технических задач, связанных с постановкой персонажей и объектов в виртуальном пространстве анимационных сцен | |
Взаимодействие с творческой группой по вопросам, связанным с постановкой персонажей и объектов в виртуальном пространстве анимационных сцен | |
Необходимые умения |
Применять основные техники и принципы видеомонтажа в анимационном кино |
Применять принципы биомеханики при постановке объектов и персонажей | |
Производить предварительное тестирование персонажей и объектов, используемых при сборке анимационных сцен на предмет их соответствия основным техническим критериям производственного процесса | |
Определять действия анимационного персонажа, его движение в динамике по заданному хронометражу | |
Необходимые знания |
Основные виды программного обеспечения, используемого при производстве анимационного кино |
Технологии создания образа анимационного персонажа | |
Профессиональная терминология в сфере компьютерной графики | |
Основы компьютерной графики и графического рисунка | |
Основные принципы производства анимационного кино | |
Анатомия человека и животных | |
Другие характеристики |
- |
Наименование |
Создание предварительных ключевых поз и тайминга движений персонажей в соответствии с сюжетом анимационного кино |
Код |
B/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Распределение персонажей и объектов в виртуальном пространстве с учетом тайминга, сборка анимационных сцен |
Создание последовательной нарезки кадров в анимационном кино | |
Приемка собранных сцен, выдача комментариев, передача принятого материала на утверждение режиссеру анимационного кино | |
Обмен производственным материалом с подразделениями препродакшена, моделинга, ригинга и анимации | |
Решение художественных и технических задач по оптимизации производственного процесса определения основных поз и характеристик движения персонажа в соответствии с сюжетом анимационного кино | |
Добавление в сцену финальных моделей всех объектов и окружения персонажа анимационного кино | |
Необходимые умения |
Использовать программное обеспечение для сборки трехмерных сцен и постановки виртуальных камер анимационного кино |
Читать и понимать техническую документацию, применяемую при создании анимационного кино | |
Сохранять и адаптировать заданные раскадровкой композицию и ракурс камеры в трехмерной сцене | |
Применять основные техники и принципы видеомонтажа | |
Применять принципы биомеханики при постановке объектов и персонажей | |
Определять тайминг (хронометраж) и задавать ключевые движения персонажей и объектов в соответствии с раскадровкой или аниматиком | |
Необходимые знания |
Программное обеспечение для сборки сцен и постановки виртуальных камер в трехмерных сценах анимационного кино |
Профессиональная терминология в сфере компьютерной графики | |
Основы компьютерной графики | |
Основные принципы видеомонтажа | |
Основы анимации и мультипликации | |
Основы построения композиции кадра | |
Технические принципы работы кинокамеры | |
Основы анатомии и биомеханики | |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино | |
Нормы этики делового общения | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Выбор способа съемки и постановка виртуальных камер в анимационном кино |
Код |
C |
Уровень квалификации |
5 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Оператор виртуальной камеры Камерамен |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области съемок анимационного кино |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2166 |
Графические и мультимедийные дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-аниматор |
- |
Художник-скульптор | |
ОКПДТР |
27438 |
Художник компьютерной графики |
27454 |
Художник-мультипликатор | |
ОКСО |
8.55.02.02 |
Анимация (по видам) |
Наименование |
Определение методов и приемов съемки анимационного кино |
Код |
C/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и выбор методов и приемов съемки в соответствии с раскадровкой, требованиями режиссера анимационного фильма |
Художественная постановка виртуальных камер в сценах, определение ключевых сцен, точек розыгрыша и приемов их съемки в анимационном кино | |
Внесение корректировок в постановку виртуальных камер по комментариям творческой группы в ходе всего процесса производства анимационного кино вплоть до финальной визуализации (рендера) | |
Разделение фаз движения персонажей и объектов анимационного кино | |
Необходимые умения |
Использовать программное обеспечение для постановки виртуальных камер анимационного кино и компьютерной графики |
Применять основные методы видеосъемки при постановке виртуальных камер | |
Применять основные операторские приемы видеосъемки при постановке виртуальных камер | |
Определять тайминг и задавать траектории движения виртуальных камер в соответствии с раскадровкой или аниматиком | |
Применять основные техники и принципы видеомонтажа | |
Необходимые знания |
Программное обеспечение для постановки виртуальных камер в трехмерных сценах анимационного кино и компьютерной графики |
Основы режиссуры и сценария | |
Основы компьютерной графики | |
Основные методы видеосъемки | |
Основные операторские приемы видеосъемки | |
Основные принципы видеомонтажа | |
Основы анимации и мультипликации | |
Основы построения композиции кадра | |
Основные схемы освещения | |
Технические принципы работы кинокамеры | |
Профессиональная терминология в сфере компьютерной графики | |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино | |
Нормы этики делового общения | |
Другие характеристики |
- |
Наименование |
Организация и контроль качества работ по постановке виртуальных камер в анимационном кино |
Код |
C/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка экспертного заключения о выставлении камер в сценах анимационного кино |
Совместная с режиссером переработка материала в соответствии со сценарием анимационного кино, стилистикой, технологическими вводными данными | |
Постановка и распределение задач по постановке виртуальных камер в анимационном кино | |
Необходимые умения |
Определять ключевые моменты и точки розыгрыша в сценах для выбора способа съемки анимационного кино |
Распределять этапы расстановки камер для соблюдения заданного хронометража анимационного кино | |
Использовать потенциал композиции в кадре анимационного кино | |
Сотрудничать со смежными подразделениями в рамках производства анимационного фильма | |
Необходимые знания |
Основные виды программного обеспечения, используемого при производстве анимационного кино |
Технологии создания образа анимационного персонажа | |
Основные принципы использования программного обеспечения в анимационном кино | |
Основы компьютерной графики и построения композиции кадра | |
Оптимизация постановки виртуальных камер в соответствии с требованиями установленного технического процесса | |
Основные принципы видеомонтажа при производстве анимационного кино | |
Методы и принципы выставления камер и выбора способа и условий съемки | |
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Разработка и сопровождение художественной концепции проекта анимационного кино |
Код |
D |
Уровень квалификации |
6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Художник по виртуальным концепциям Концепт-артист Концепт-дизайнер Концепт-художник |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или Высшее образование - специалитет |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года в области создания анимационного кино при наличии среднего профессионального образования |
Не менее шести месяцев в области создания анимационного кино при наличии высшего образования | |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2166 |
Графические и мультимедийные дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-аниматор |
ОКПДТР |
27438 |
Художник компьютерной графики |
27454 |
Художник-мультипликатор | |
ОКСО |
8.55.02.02 |
Анимация (по видам) |
8.54.05.03 |
Графика | |
8.55.05.01 |
Режиссура кино и телевидения | |
8.55.05.03 |
Кинооператорство |
Наименование |
Разработка и согласование с режиссером и моделлером концепт-артов отдельных объектов анимационного кино |
Код |
D/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подбор вспомогательных изображений (референсов) на визуальный ряд в соответствии с художественными требованиями проекта |
Взаимодействие с творческой группой по вопросам стилизации объектов анимационного кино | |
Разработка и создание предварительных эскизов предметов, объектов окружения и реквизита анимационного кино и компьютерной графики в соответствии с художественным замыслом творческой группы | |
Детализация и финальная проработка утвержденных творческой группой эскизов объектов анимационного кино | |
Создание дополнительных специализированных эскизов для корректной реализации объектов в виртуальном пространстве | |
Взаимодействие со специалистами по подготовке к производству анимационного кино по вопросам реализации эскизов объектов в виртуальном пространстве | |
Контроль соблюдения заданного художественного стиля объектов при реализации эскизов в виртуальном пространстве специалистами по подготовке к производству анимационного кино | |
Необходимые умения |
Рисовать от руки и с использованием графических редакторов |
Использовать программное обеспечение для разработки эскизов объектов анимационного кино и компьютерной графики | |
Применять на практике различные художественные техники | |
Использовать специализированные технические средства для создания эскизов объектов | |
Следовать общей визуальной концепции проекта | |
Осуществлять поиск вспомогательных изображений (референсов) | |
Создавать объекты в разных художественных стилях | |
Необходимые знания |
Программное обеспечение для разработки эскизов объектов анимационного кино и компьютерной графики |
Основы живописи, рисунка, композиции, перспективы и колористики | |
Основы анатомии человека и животных | |
Основы черчения | |
Технология процесса создания виртуальных объектов для анимационного кино | |
Профессиональная терминология в сфере компьютерной графики | |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино | |
Нормы этики делового общения | |
Другие характеристики |
- |
Наименование |
Разработка общей визуальной стилистики проекта и контроль ее реализации в процессе создания анимационного кино |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 | |||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Общий контроль и сопровождение стилистики проекта анимационного кино |
Контроль финальной отрисовки объектов анимационного кино по утвержденному концепту в заданной стилистике и в соответствии с проектными требованиями | |
Необходимые умения |
Вносить корректировки в стилистику проекта в соответствии с комментариями режиссера анимационного кино |
Осуществлять декомпозицию общих задач для соблюдения хронометража проекта в анимационном кино | |
Применять различные техники и специализированное программное обеспечение для осуществления текущего и оперативного контроля выполнения художниками-аниматорами поставленных задач | |
Необходимые знания |
Технологии создания образа анимационного персонажа |
Основные принципы производства анимационного кино | |
Основные виды программного обеспечения, используемого при производстве анимационного кино | |
Основы живописи, рисунка, композиции, перспективы и колористики | |
Основы анатомии человека и животных | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва | |
Исполнительный директор |
Ирина Геннадьевна Мастусова |
1 |
"СТУДИЯ ПАРОВОЗ", город Москва |
2 |
ООО "СТУДИЯ ПАРОВОЗ", город Москва |
3 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
4 |
ФГУП "Киностудия Союзмультфильм", город Москва |
Скачать в PDF профессиональный стандарт "Специалист подготовительного периода анимационного кино"
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники