Профстандарт: 05.013
Специалист по продвижению фитнес-услуг
05.013
Специалист по продвижению фитнес-услуг
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 февраля 2021 года,
регистрационный N 62378
Профессиональный стандарт "Специалист по продвижению фитнес-услуг"
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 года N 950н
|
1407 | |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
|
Организация и продвижение фитнес-услуг населению |
05.013 | |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
|
Организация и продвижение населению физкультурно-оздоровительных, досуговых занятий личностно ориентированной двигательной активности с применением упражнений, способствующих развитию физических качеств и продолжительности физически активного периода жизни населения |
Группа занятий:
|
2358 |
Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту |
- |
- |
|
(код ОКЗ) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
93.13 |
Деятельность фитнес-центров |
|
(код ОКВЭД) |
(наименование вида экономической деятельности) |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции | ||||
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
|
A |
Организация продвижения фитнес-услуг среди |
5 |
Вовлечение населения в занятия фитнесом |
A/01.5 |
5 |
|
населения |
Формирование средств для продвижения фитнес-услуг и адаптации населения к занятиям фитнесом |
A/02.5 |
5 | ||
|
Определение физического состояния населения с использованием методов фитнес-тестирования |
A/03.5 |
5 | |||
|
Реализация мероприятий по мотивации населения к занятиям фитнесом |
A/04.5 |
5 | |||
|
B |
Оказание населению фитнес-услуг по индивидуальным программам |
6 |
Разработка индивидуальных программ занятий фитнесом |
B/01.6 |
6 |
|
Сопровождение внедрения индивидуальных программ по фитнесу |
B/02.6 |
6 | |||
|
Консультирование населения при реализации индивидуальных программ по фитнесу |
B/03.6 |
6 | |||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование |
Организация продвижения фитнес-услуг среди населения |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по продвижению фитнес-услуг Ассистент фитнес-тренера |
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и/или спорта или в области педагогики по специальности "физическая культура" или Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области фитнеса |
|
Требования к опыту практической работы |
- |
|
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) Прохождение инструктажа по охране труда |
|
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации) раз в два года; - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий; участие в тренингах, конференциях, мастер-классах, фитнес-конвенциях |
Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 9, ст.812; 2015, N 1, ст.42; N 29, ст.4363).
Статья 69 и статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4356); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598); Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56976), приказом Минтруда России, Минздрава России от 3 апреля 2020 г. N 187н/268н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный N 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный N 58430).
Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
ОКЗ |
2358 |
Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту |
|
ЕКС |
- |
Тренер |
|
ОКПДТР |
27164 |
Тренер |
|
27168 |
Тренер-преподаватель по спорту | |
|
ОКСО |
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
|
7.49.00.00 |
Физическая культура и спорт |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование |
Вовлечение населения в занятия фитнесом |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разработка плана использования средств и методов коммуникации для вовлечения населения в занятия фитнесом, пропаганды здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и физической активности среди населения |
|
Подготовка контента, пропагандирующего ЗОЖ и физическую активность среди населения, для размещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) | |
|
Подготовка и размещение контента, пропагандирующего занятия фитнесом среди населения, в социальных медиаресурсах и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
|
Проведение кампаний в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по пропаганде активного долголетия и стимулированию физической активности лиц старшего возраста посредством фитнеса | |
|
Проведение дней открытых дверей по фитнес-услугам для населения | |
|
Привлечение ведущих спортсменов и представителей спортивных организаций для показательных выступлений и демонстрации населению возможностей фитнеса | |
|
Вовлечение населения в специальные информационные, соревновательные, спортивные, развлекательные мероприятия, предоставляемые в сфере фитнеса | |
|
Информирование населения о возможностях использования в фитнесе индивидуальных цифровых устройств для диагностики и/или контроля своего состояния | |
|
Необходимые умения |
Анализировать потребности различных групп населения в индивидуальном благополучии, гармоничном физическом и личностном развитии и мотивировать на развитие личностно ориентированной двигательной активности |
|
Информировать население о рисках, связанных с недостатком движения и физической активности | |
|
Выбирать оптимальные средства и методы коммуникации для вовлечения населения в занятия фитнесом, пропаганды ЗОЖ и физической активности среди населения | |
|
Использовать методы взаимодействия со СМИ для продвижения культуры ЗОЖ и физической активности среди населения и вовлечения населения в занятия фитнесом | |
|
Подбирать материалы и готовить контент, пропагандирующий ЗОЖ и физическую активность среди различных групп населения | |
|
Использовать социальные медиаресурсы, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для вовлечения населения в занятия фитнесом | |
|
Организовывать взаимодействие с лицами старшего возраста, разъяснять роль и значение фитнеса в поддержании активного долголетия | |
|
Использовать специальные мотивирующие фитнес-мероприятия для вовлечения населения в занятия фитнесом | |
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
|
Применять в фитнесе индивидуальные цифровые устройства для диагностики и/или контроля своего состояния | |
|
Необходимые знания |
Принципы и составляющие ЗОЖ и активного долголетия |
|
Физкультурно-оздоровительные технологии ЗОЖ и активного долголетия | |
|
Средства фитнеса для поддержания и развития ЗОЖ и физической активности | |
|
Формы, виды и направления фитнеса для поддержания активного долголетия | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Технологии интегрированных маркетинговых коммуникаций | |
|
Специальные мероприятия по реализации информативной и имиджевой политики организации для различных аудиторий | |
|
Система и принципы организации мотивирующих фитнес-мероприятий | |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям / видам фитнеса | |
|
Медико-биологические основы фитнеса | |
|
Двигательная рекреация | |
|
Основные и дополнительные услуги в фитнесе | |
|
Основы организации занятия по фитнесу | |
|
Особенности организации фитнеса для лиц различного возраста | |
|
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
|
Цифровые технологии и их использование в индустрии фитнеса | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование |
Формирование средств для продвижения фитнес-услуг и адаптации населения к занятиям фитнесом |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Формирование у населения представления о системе фитнеса путем разъяснения взаимосвязи компонентов фитнеса: силы, скорости, мощности, анаэробной и аэробной выносливости, ловкости, равновесия, координации, гибкости, относительного процентного отношения жировых и нежировых тканей в теле человека, биохимического баланса организма человека (далее - компоненты фитнеса) |
|
Информирование населения об основных видах фитнес-программ: для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Разъяснение населению преимуществ регулярных занятий фитнесом, их влияния на качество и продолжительность жизни, воздействия на организм человека | |
|
Информирование населения о противопоказаниях к занятиям физической культурой и/или по направлениям/видам фитнеса | |
|
Самопрезентация и проведение с населением ознакомительных занятий по фитнесу с пояснением элементов физической нагрузки во время разминки, основной части занятия, заминки | |
|
Определение уровня физического развития населения с использованием системы квалифицирующих показателей | |
|
Разъяснение населению особенностей дозирования физической нагрузки для улучшения физических возможностей с минимизацией рисков травмирования | |
|
Разъяснение населению вопросов регулярности нагрузки для достижения индивидуальных целей при выполнении разных видов фитнес-программ | |
|
Необходимые умения |
Формировать у населения систему знаний о фитнесе: компоненты системы фитнеса, их взаимосвязь и способы развития |
|
Информировать население о составе, особенностях и направленности воздействия на организм человека фитнес-программ для улучшения общего физического состояния, развития выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Разъяснять населению общие и частные факторы риска травмирования и ухудшения физического состояния при занятиях фитнесом | |
|
Формировать у населения заинтересованность фитнесом путем самопрезентации, с использованием методов вербальной и невербальной коммуникации для установления целевого контакта | |
|
Пояснять структуру занятия по фитнесу (разминка, основная часть занятия, заминка) при проведении с населением ознакомительного занятия | |
|
Использовать систему классифицирующих показателей для оценки уровня физического развития населения | |
|
Разъяснять населению принципы дозирования физической нагрузки, определения регулярности нагрузки по видам фитнес-программ | |
|
Необходимые знания |
Физкультурно-оздоровительные технологии поддержания физического и психического здоровья человека |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям / видам фитнеса | |
|
Система фитнеса, ее компоненты и способы развития компонентов | |
|
Основы миологии, взаиморасположения мышц и остеологии человека | |
|
Фитнес-программы для улучшения общего физического состояния, для развития выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в фитнесе и сочетания физических упражнений в фитнесе с другими видами оздоровительных занятий | |
|
Нормирование нагрузки и отдыха на разных этапах занятия по фитнесу с сочетаемостью разных типов нагрузки | |
|
Биомеханика движений человека | |
|
Принципы контроля и самоконтроля при занятиях фитнесом | |
|
Методы страховки и самостраховки при занятиях фитнесом | |
|
Правила техники безопасного выполнения упражнений при занятиях фитнесом | |
|
Техники безопасного использования тренажерных устройств, спортивного оборудования и свободных весов в фитнесе | |
|
Структура занятия по фитнесу: разминка, основная часть занятия, заминка и элементы физической нагрузки | |
|
Программы анаэробных и аэробных тренировок | |
|
Виды занятий по фитнесу для лиц различного возраста | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование |
Определение физического состояния населения с использованием методов фитнес-тестирования |
Код |
A/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Изучение данных о населении, противопоказаний к занятиям физической культурой и/или по направлениям/видам фитнеса и определение факторов риска занятий фитнесом |
|
Тестирование неинвазивными методами текущего физического состояния человека: замер частоты сердечных сокращений в покое, кровяного давления в покое | |
|
Антропометрические замеры тела человека | |
|
Инструктаж по подготовке и проведению динамического тестирования мышечной выносливости, аэробной выносливости, гибкости и равновесия человека (далее - динамического тестирования) | |
|
Тестирование мышечной силы и мышечной выносливости с использованием системы тестов для отдельных частей тела и групп мышц человека | |
|
Тестирование аэробной выносливости человека с использованием системы тестов с динамической нагрузкой | |
|
Тестирование гибкости с использованием системы тестов для отдельных групп мышц человека | |
|
Тестирование равновесия человека | |
|
Обобщение и интерпретация результатов тестирования физического состояния человека | |
|
Оценка физического состояния и определение сильных и слабых сторон физического развития и подготовленности человека по компонентам системы фитнеса | |
|
Постановка достижимых человеком целей занятия фитнесом | |
|
Обращение за квалифицированной первой помощью в случае некомфортного физического состояния человека или возникновения возможной травмы | |
|
Необходимые умения |
Использовать систему квалифицирующих показателей и данных о населении для определения факторов риска занятий фитнесом |
|
Применять методы неинвазивного тестирования текущего физического состояния | |
|
Проводить антропометрические замеры тела человека | |
|
Использовать контрольно-измерительные приборы и оборудование для замера частоты сердечных сокращений и кровяного давления | |
|
Использовать измерительные приборы и оборудование для замера веса и роста, состава тела человека, замера дальности наклонов вперед | |
|
Применять систему тестов динамического тестирования с учетом текущего физического состояния тестируемого для обеспечения его безопасности | |
|
Инструктировать население по вопросам подготовки к динамическому тестированию, в том числе разъяснять процедуру проведения теста и признаки возникновения дискомфорта | |
|
Контролировать усталость, перенапряжение тестируемого при проведении динамического тестирования и определять симптомы, требующие прекращения тестирования, в целях обеспечения безопасности тестируемого | |
|
Использовать эргометр, беговую дорожку, степ-платформу и систему беговых тестов для проведения тестирования и диагностики аэробной выносливости | |
|
Интерпретировать данные тестирования физического состояния населения с использованием системы контрольных показателей и стандартных результатов | |
|
Выявлять сильные и слабые стороны физического развития и подготовленности человека по компонентам фитнеса на основе тестирования и определять достижимые цели занятий фитнесом | |
|
Подбирать для населения упражнения для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса на основе результатов тестирования | |
|
Необходимые знания |
Основы миологии, взаиморасположения мышц и остеологии человека |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям/видам фитнеса | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Факторы риска занятий фитнесом для населения и стандартные методики их выявления | |
|
Система тестов оценки физического состояния в покое, динамического тестирования в фитнесе, допущения в ходе тестирования, ограничения теста и степень его точности | |
|
Порядок проведения тестирования физического состояния населения в фитнесе | |
|
Правила и методология тестирования физического состояния в покое, динамического тестирования в фитнесе | |
|
Правила и методология проведения антропометрических замеров тела человека в фитнесе | |
|
Контрольные показатели и стандартные результаты тестирования физического состояния в покое, антропологических замеров, динамического тестирования в фитнесе | |
|
Методы измерения и фиксации результатов фитнес-тестирования | |
|
Симптомы усталости, дискомфорта и перенапряжения тестируемого при динамическом тестировании | |
|
Фитнес-программы для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса и их физиологическое обоснование | |
|
Методики интерпретации данных тестирования физического состояния в покое, антропологических замеров, динамического тестирования человека в фитнесе | |
|
Биомеханика движений человека | |
|
Техники контроля и самоконтроля при проведении тестирования физического состояния в фитнесе | |
|
Особенности тестирования физического состояния и физической подготовленности населения различного возраста | |
|
Основы организации первой помощи | |
|
Порядок обращения за оказанием первой помощи | |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
|
Наименование |
Реализация мероприятий по мотивации населения к занятиям фитнесом |
Код |
A/04.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разработка планов мероприятий по взаимодействию с населением для мотивации к регулярным занятиям фитнесом |
|
Реализация мероприятий для мотивации населения к регулярным занятиям фитнесом с учетом адаптации населения к фитнес-тренировкам | |
|
Персонифицированное информирование населения об акциях, специальных мероприятиях с использованием информационных технологий и мобильных приложений | |
|
Проведение с населением мастер-классов и демонстрационных занятий, информирующих о возможностях фитнес-услуг и пользе в развитии физических качеств и продолжительности физически активного периода жизни населения | |
|
Консультирование населения по вопросам ЗОЖ и физической активности | |
|
Ведение базы данных о населении, получающем фитнес-услуги | |
|
Необходимые умения |
Выбирать оптимальные методы коммуникации с населением для регулярного взаимодействия |
|
Использовать методы персонифицированного информирования населения | |
|
Демонстрировать техники самостраховки при проведении мастер-классов, демонстрационных занятий | |
|
Использовать техники самопрезентации для мотивации населения к регулярным занятиям фитнесом | |
|
Разъяснять населению физиологические аспекты упражнений для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Разъяснять населению принципы дозирования нагрузки и определения регулярности нагрузки в фитнесе | |
|
Разъяснять населению сущность процесса самомотивации и техники самомотивации в фитнесе | |
|
Демонстрировать техники безопасного выполнения упражнений для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Использовать характеристики типов личности для поощрения и мотивации населения к регулярным занятиям фитнесом | |
|
Использовать техники работы с возражениями | |
|
Разъяснять населению особенности и правила рационального питания при занятиях фитнесом | |
|
Использовать информационные технологии при работе с базами данных о населении, получающем фитнес-услуги | |
|
Необходимые знания |
Биомеханика движений человека |
|
Основы миологии, взаиморасположения мышц и остеологии человека | |
|
Двигательная рекреация | |
|
Методы коммуникации с населением в фитнесе | |
|
Технологии продаж в фитнесе | |
|
Правила и нормы делового общения | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Типы личности и методы работы с возражениями | |
|
Мобильные приложения в фитнес-индустрии | |
|
Информационные технологии при работе с базами данных о населении, получающем фитнес-услуги | |
|
Правила и техники самомотивации в фитнесе | |
|
Техники позитивной мотивации в фитнесе | |
|
Техники самопрезентации в фитнесе | |
|
Фитнес-программы для улучшения общего физического состояния, для развития кардиоваскулярной выносливости, силы, гибкости, координации и баланса и их физиологическое обоснование | |
|
Методика и структура занятий аэробной и анаэробной направленности в фитнесе | |
|
Нормирование нагрузки и отдыха на разных этапах занятия по фитнесу с сочетаемостью разных типов нагрузки | |
|
Общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в фитнесе, сочетания физических упражнений в фитнесе с другими видами оздоровительных занятий | |
|
Основы ЗОЖ | |
|
Техники самостраховки при занятиях фитнесом | |
|
Техники безопасного использования тренажерных устройств, спортивного оборудования и свободных весов в фитнесе | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование |
Оказание населению фитнес-услуг по индивидуальным программам |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Возможные наименования должностей, профессий |
Фитнес-тренер Тренер по индивидуальным фитнес-программам |
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и/или спорта, или в области педагогики по специальности "физическая культура" и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области фитнеса по направлению деятельности |
|
или | |
|
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области фитнеса по направлению деятельности | |
|
или | |
|
Высшее образование - бакалавриат, или магистратура, или специалитет в области физической культуры и/или спорта, или в области педагогики с направленностью "физическая культура", или в области обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке | |
|
или Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат, или магистратура, или специалитет и дополнительное профессиональное образование -программы профессиональной переподготовки в области фитнеса по направлению деятельности | |
|
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года по профильному направлению фитнеса при наличии среднего профессиональном образования Не менее шести месяцев по профильному направлению фитнеса при наличии высшего образования |
|
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) Прохождение инструктажа по охране труда |
|
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации) раз в два года; - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий; участие в тренингах, конференциях, мастер-классах, фитнес-конвенциях, фитнес-саммитах |
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
ОКЗ |
2358 |
Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту |
|
ЕКС |
- |
Тренер |
|
ОКПДТР |
27164 |
Тренер |
|
27168 |
Тренер-преподаватель по спорту | |
|
ОКСО |
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
|
7.49.00.00 |
Физическая культура и спорт | |
|
9.56.05.03 |
Служебно-прикладная физическая подготовка |
3.2.1. Трудовая функция
|
Наименование |
Разработка индивидуальных программ занятий фитнесом |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Контроль медицинского допуска населения к занятиям фитнесом |
|
Анкетирование населения для выявления индивидуальных потребностей в области физического развития и факторов мотивации личностно ориентированной двигательной активности | |
|
Определение факторов риска населения на основе данных о возрасте населения, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности | |
|
Предварительное определение физического состояния населения методами фитнес-тестирования | |
|
Определение системы приоритетов для населения по компонентам фитнеса на основе анализа и обработки результатов предварительного фитнес-тестирования | |
|
Определение достижимых и измеримых целей и планирование результатов индивидуальных программ- | |
|
Подбор и дозировка упражнений на основе оценки уровня риска и данных предварительного фитнес-тестирования населения | |
|
Составление индивидуальных программ населению, в том числе с разработкой частоты, интенсивности, продолжительности, вида и структуры занятий, включая использование фитнес-технологий и принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок: - коррекция мышечных, суставных, нервных и биохимических функциональных нарушений; - развитие выносливости и функционального диапазона движений; - базовое развитие мышечной системы; - развитие диапазона движений, стабильности, эластичности, мощности и функциональной силы; - развитие подвижности и физическое развитие, адаптированное к образу жизни; - направленное атлетическое развитие | |
|
Разработка программ для самостоятельных занятий по фитнесу | |
|
Календарное планирование индивидуальных программ с применением принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок | |
|
Необходимые умения |
Выявлять и ранжировать факторы мотивации для постановки достижимых целей личностно ориентированной двигательной активности человека |
|
Использовать и интерпретировать данные о возрасте, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности для оценки факторов риска населения | |
|
Применять методы и технологию фитнес-тестирования населения | |
|
Интерпретировать данные предварительного фитнес-тестирования с использованием системы контрольных показателей и стандартных результатов и оценивать первоначальное физическое состояние человека по компонентам фитнеса | |
|
Применять фитнес-технологий для планирования индивидуальных программ | |
|
Анализировать целевую направленность, специфику задач и применять для населения средства аэробного, анаэробного, функционального тренинга | |
|
Использовать методы индивидуализации занятий фитнесом, программирования и планирования фитнес-тренировок с последовательным решением задач физического совершенствования человека по фазам фитнес-тренировок | |
|
Использовать принцип регламентации нагрузок и адекватности их применения | |
|
Дозировать физическую нагрузку и применять методы ее последовательного изменения по фазам фитнес-тренировок | |
|
Подбирать физические упражнения для сбалансированного развития мышечных групп и систем организма человека | |
|
Учитывать обстоятельства обратимости (снижения) результатов при планировании индивидуальных фитнес-тренировок | |
|
Планировать занятия по фитнесу на основе баланса результативности занятий и их безопасности для человека | |
|
Необходимые знания |
Медико-биологические основы фитнеса |
|
Физиология человека | |
|
Теория и методика спортивной тренировки | |
|
Методика восстановительной фитнес-тренировки | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям / видам фитнеса | |
|
Функциональная анатомия человека | |
|
Основы биомеханики движений человека и кинезиологии | |
|
Факторы риска занятий фитнесом для населения и стандартные методики их выявления | |
|
Методика фитнес-тестирования и технологии интерпретации его результатов | |
|
Классификация фитнес-технологий и их применение для разработки индивидуальных программ | |
|
Классификация и состав физических упражнений по целевому и анатомическому принципу | |
|
Общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в фитнесе и сочетания физических упражнений в фитнесе с другими видами оздоровительных занятий | |
|
Классификация и принципы комбинирования аэробных, анаэробных, функциональных упражнений в фитнесе | |
|
Оценочные показатели адаптации организма человека к разным уровням интенсивности аэробного, анаэробного, функционального тренинга | |
|
Методы и принципы планирования индивидуальных программ | |
|
Спортивное снаряжение, инвентарь и экипировка в фитнесе | |
|
Виды тренажерных устройств и специализированного оборудования в фитнесе, их классификация и принципы работы | |
|
Методика подбора упражнений, видов фитнес-тренировок в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями человека | |
|
Методики силовых, интервальных, круговых, функциональных тренировок, тренировок для развития ловкости, равновесия, координации, гибкости, функционального тренинга | |
|
Аэробный и анаэробный режимы | |
|
Виды активного отдыха в фитнесе | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
|
Наименование |
Сопровождение внедрения индивидуальных программ по фитнесу |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Определение цели занятия фитнесом населения |
|
Информирование населения о физиологических аспектах упражнений | |
|
Информирование населения о частоте, интенсивности, продолжительности нагрузки по видам фитнес-программ и упражнений | |
|
Инструктаж населения по технике самостраховки и техникам безопасного выполнения упражнений с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования | |
|
Проведение разминки с населением с использованием комплексов общеразвивающих и специальных упражнений для повышения функциональных возможностей организма человека и настройки мышечного аппарата к выполнению основной части занятия по индивидуальным программам | |
|
Демонстрация выполнения упражнений основной части занятия по индивидуальным программам, в том числе с использованием тренажерных устройств, с пояснением анатомо-физиологических аспектов упражнений с точки зрения влияния на текущее состояние организма человека, полезности упражнения, возможных побочных эффектов (травм), отсроченных (долговременных) эффектов от исполнения упражнения | |
|
Страховка при использовании человеком оборудования свободного веса, специализированного оборудования, включая выполнение сложнокоординационных упражнений | |
|
Выявление ошибок в технике выполнения человеком элементов упражнений основной части занятия индивидуальной программы | |
|
Подбор методов и средств коррекции ошибок в технике выполнения упражнений человеком | |
|
Оценка интенсивности аэробного, анаэробного тренинга путем периодического замера показателей физического состояния человека и определения уровня индивидуального восприятия нагрузки | |
|
Варьирование интенсивности нагрузки при превышении у человека пределов допустимых норм показателей физического состояния | |
|
Выполнение с населением заминки, в том числе упражнений на снижение нагрузки и восстановление | |
|
Регулярное и периодическое (этапное) фитнес-тестирование населения | |
|
Обобщение, интерпретация и анализ результатов регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования населения | |
|
Документирование процесса реализации индивидуальных программ по фитнесу с фиксацией показателей: | |
|
- описание целей и результатов анализа базовых потребностей человека по фазам фитнес-тренировок; - результаты регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования; - план и ход занятия, в том числе состав и дозирование упражнений, подходов, повторений, характер и вид нагрузки, виды применяемых систем фитнес-тренировок, виды силового тренинга, разминка, заминка и аэробный тренинг (интенсивность, вид и время); - показатели субъективной оценки самочувствия человека при занятиях фитнесом; - показатели объективной оценки реакции организма человека на нагрузку предыдущей и текущей тренировки; - сведения об энергозатратах | |
|
Оценка достижимости индивидуальных целей населения по фазам фитнес-тренировок и корректировка индивидуальных программ | |
|
Адаптация индивидуальных программ в зависимости от меняющихся обстоятельств и потребностей населения, включая данные регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования | |
|
Оценка объективных и субъективных показателей физического состояния человека | |
|
Контроль соответствия занятий по индивидуальным программам нормам безопасности и эффективности для формирования ЗОЖ и активного долголетия населения | |
|
Необходимые умения |
Разъяснять цель, концепцию занятий по фитнесу, виды физической активности в рамках проведения занятия по индивидуальной программе |
|
Давать пояснения о влиянии упражнений на текущее состояние человека, включая полезность, возможные эффекты (побочные, отсроченные, долговременные) | |
|
Разъяснять анатомо-физиологические аспекты упражнений | |
|
Демонстрировать выполнение упражнений | |
|
Разъяснять техники выполнения элементов упражнений при демонстрации их выполнения, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования | |
|
Применять величину нагрузки, частоту тренировочных занятий с учетом воздействия на мышечные группы человека согласно индивидуальной программе | |
|
Проводить инструктаж по техникам безопасного выполнения упражнений с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования | |
|
Обучать население методам самостраховки в фитнесе | |
|
Обучать население техникам дыхания при исполнении упражнений, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования | |
|
Использовать тренажерные устройства, специализированное оборудование, снаряжение и инвентарь, соответствующие виду занятия, включая специфические средства индивидуальной защиты | |
|
Использовать базовые упражнения типовых и специализированных фитнес-программ и их разновидности | |
|
Вести мониторинг сердечного ритма человека на занятиях с высокой интенсивностью | |
|
Контролировать пределы комфортного диапазона движений человека при проработке мышечных групп с целью предупреждения его превышения | |
|
Применять техники страховки в фитнесе | |
|
Проводить регулярное и периодическое (этапное) фитнес-тестирование с использованием стандартных методов и технологий | |
|
Варьировать параметрами продолжительности отдыха, темпа движения и режима нагрузки для человека с учетом баланса оптимального физического состояния | |
|
Соблюдать принципы последовательности решения задач физического совершенствования и постепенной прогрессивной сверхнагрузки с учетом индивидуального образа жизни, возраста и физического развития человека | |
|
Выявлять ошибки в технике выполнения элементов упражнений, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и спортивного инвентаря | |
|
Подбирать методы и средства корректировки ошибок в выполнении упражнений для минимизации риска травмирования | |
|
Производить замеры частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления и определять связи показателей замеров с различными видами физической нагрузки человека | |
|
Определять признаки переутомления или перетренированности человека | |
|
Выявлять источники опасности и возможного травматизма населения во время занятий фитнесом и выбирать алгоритмы действий по их устранению | |
|
Документировать показатели реализации индивидуальных программ, сопоставлять и анализировать полученные результаты | |
|
Определять соответствие эргономических характеристик используемого спортивного снаряжения и инвентаря анатомо-физиологическим особенностям человека | |
|
Корректировать индивидуальные программы на основе оценки достижимости индивидуальных целей | |
|
Учитывать характер внешних обстоятельств и динамику потребностей человека при адаптации индивидуальных программ | |
|
Использовать методы позитивной мотивации населения | |
|
Использовать методы вербальной и невербальной коммуникации для установления целевого контакта с населением | |
|
Использовать методы самопрезентации для мотивации к регулярным занятиям | |
|
Необходимые знания |
Медико-биологические основы фитнеса |
|
Физиология человека | |
|
Теория и методика спортивной тренировки | |
|
Методика восстановительной фитнес-тренировки | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Основы биомеханики движений человека и кинезиологии | |
|
Функциональная анатомия человека | |
|
Индивидуальная программа по фитнесу и методы ее адаптации и корректировки | |
|
Формы и методы документирования и интерпретации данных процесса реализации индивидуальных программ по фитнесу | |
|
Методы вербальной и невербальной коммуникации, позитивной мотивации в фитнесе | |
|
Виды тренажерных устройств и специализированного оборудования в фитнесе, их классификация и принципы работы | |
|
Спортивное снаряжение, инвентарь и экипировка в фитнесе | |
|
Правила безопасного использования тренажерных устройств, специализированного оборудования и инвентаря | |
|
Система фитнеса, ее компоненты и способы развития компонентов | |
|
Типовые и специализированные фитнес-программы | |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям / видам фитнеса | |
|
Классификация и состав физических упражнений по целевому и анатомическому принципу | |
|
Общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в фитнесе, сочетания физических упражнений в фитнесе с другими видами оздоровительных занятий | |
|
Классификация и принципы комбинирования аэробных, анаэробных, функциональных упражнений в фитнесе | |
|
Оценочные показатели адаптации организма человека к разным уровням интенсивности аэробного, анаэробного, функционального тренинга | |
|
Методика проведения индивидуальных занятий по фитнесу для различного половозрастного состава населения | |
|
Методики силовых, интервальных, круговых, функциональных тренировок, тренировок для развития ловкости, равновесия, координации, гибкости, функционального тренинга | |
|
Аэробный и анаэробный режимы | |
|
Методики фитнес-тестирования и технологии интерпретации его результатов | |
|
Классификация фитнес-технологий и их применение при проведении занятий по фитнесу | |
|
Методы страховки и самостраховки при занятиях фитнесом | |
|
Физиологические основы питания | |
|
Причины и риски возникновения острых и хронических травм при занятиях фитнесом, методы предотвращения травмирования при занятиях фитнесом | |
|
Методы оценки и контроля показателей состояния человека при различных нагрузках с учетом соблюдения критериев уровня безопасных нагрузок | |
|
Признаки переутомления или перетренированности человека | |
|
Основы организации первой помощи | |
|
Порядок обращения за оказанием первой помощи | |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
|
Наименование |
Консультирование населения при реализации индивидуальных программ по фитнесу |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала | ||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разъяснение населению основ анаэробной и аэробной систем фитнес-тренировок, функционального тренинга, видов и техник растяжки |
|
Разъяснение населению анатомических и физиологических факторов адаптации организма человека к аэробному, анаэробному, функциональному тренингу | |
|
Разъяснение населению физиологических особенностей состояния организма при утомляемости, перетренированности, детренированности | |
|
Разъяснение населению принципа периодизации в фитнесе по фазам фитнес-тренировки и планирования индивидуальных результатов | |
|
Разъяснение населению важности поддерживающего тренинга за счет сочетания самостоятельных занятий фитнесом и активного отдыха | |
|
Определение минимального объема двигательной активности человека для поддержания реализованных физиологических адаптации | |
|
Разъяснение населению физиологических и функциональных аспектов упражнений для улучшения общего физического состояния, развития выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Разъяснение населению принципов дозирования и определения регулярности нагрузки и обучение методам восстановления (релаксации) после нагрузок | |
|
Разъяснение населению причин и рисков возникновения острых и хронических травм при занятиях фитнесом и обучение методам их предупреждения при занятиях фитнесом | |
|
Консультирование населения по вопросам здорового и безопасного образа жизни и критериев активного долголетия | |
|
Необходимые умения |
Использовать методы персонифицированной коммуникации с населением |
|
Использовать методы вербальной и невербальной коммуникации для установления целевого контакта с населением | |
|
Разъяснять особенности и принципы планирования индивидуальных результатов фитнес-тренировок | |
|
Разъяснять принципы и структуру факторов адаптации организма человека к аэробному, анаэробному, функциональному тренингу | |
|
Обучать население техникам поддержания реализованных физиологических адаптации за счет рационального сочетания самостоятельных занятий фитнесом и активного отдыха | |
|
Разъяснять анатомо-физиологическую направленность и характер воздействия физических упражнений и нагрузок на организм человека | |
|
Разъяснять общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в фитнесе | |
|
Обосновывать системы физических упражнений для улучшения общего физического состояния, развития выносливости, силы, гибкости, координации и баланса | |
|
Использовать характеристики типов личности для выбора оптимальных способов коммуникации с населением | |
|
Обучать население правильным позам и техникам дыхания, методам самоконтроля диапазона движения для предотвращения травматизма при занятиях фитнесом | |
|
Обучать население техникам самоконтроля при занятиях фитнесом | |
|
Систематизировать и анализировать современные фитнес-технологии | |
|
Использовать методы самопрезентации для мотивации населения к регулярной физической активности | |
|
Необходимые знания |
Медико-биологические основы фитнеса |
|
Физиология человека | |
|
Теория и методика спортивной тренировки | |
|
Методика-восстановительной тренировки | |
|
Возрастные особенности человека | |
|
Функциональная анатомия человека | |
|
Основы биомеханики движений человека и кинезиологии | |
|
Противопоказания к занятиям физической культурой и/или по направлениям/видам фитнеса | |
|
Оценочные показатели адаптации организма человека к разным уровням интенсивности аэробного, анаэробного, функционального тренинга | |
|
Методы предотвращения травмирования при занятиях фитнесом | |
|
Классификация фитнес-технологий и их применение в фитнесе | |
|
Классификация и состав физических упражнений по целевому и анатомическому принципу, их физиологическое обоснование и принципы компоновки и комбинации | |
|
Виды тренажерных устройств и специализированного оборудования в фитнесе, их классификация и принципы работы | |
|
Правила безопасного использования тренажерных устройств, специализированного оборудования и инвентаря | |
|
Методы определения состояния переутомления, перетренированности, детренированности в фитнесе | |
|
Принципы и составляющие ЗОЖ и активного долголетия | |
|
Мотивационные техники ведения ЗОЖ и методы борьбы со стрессом | |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
|
Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта", город Москва | |
|
Председатель правления |
Кравцов Александр Михайлович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
|
1 |
НОЧУ ВО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", город Москва |
|
2 |
НО "Ассоциация операторов фитнес-индустрии", город Москва |
|
3 |
Некоммерческое партнерство "Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии", город Москва |
|
4 |
Общероссийская общественная организация "Объединение Фитнеса России", город Москва |
|
5 |
Общероссийская общественная организация "Федерация фитнес-аэробики России", город Москва |
|
6 |
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт занятости и профессий, город Москва |
|
7 |
ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма", город Москва |
Скачать в PDF профессиональный стандарт "Специалист по продвижению фитнес-услуг"
Поиск-
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники

