ФГОС 240101.01
Аппаратчик-оператор нефтехимического производства
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
240101.01
Аппаратчик-оператор нефтехимического производства
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 30 |
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 10 мес. | |
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
|
|
ОП.01. Электротехника |
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.7 |
|
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем |
|
|
ОП.02. Техническое черчение |
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.7 |
|
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.03. Охрана труда и техника безопасности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.7 |
|
уметь:
определять типовые процессы и осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам;
составлять уравнения и рассчитывать основные параметры химических процессов;
читать и изображать технологические схемы;
знать:
методику расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов;
методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;
основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;
типичные химико-технологические системы и их аппаратурное оформление;
характеристики основных процессов химической технологии:
гидромеханических, механических, тепловых, массообменных |
|
|
ОП.04. Процессы и аппараты |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.7 |
|
уметь:
выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор;
регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации;
снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации;
знать:
классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства);
общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ);
принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов;
систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве;
состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов;
принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основы техники измерений |
|
|
ОП.05. Основы автоматизации производства |
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 1.1 - 1.6
ОК 2.1 - 2.4
ОК 3.1 - 3.7 |
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.7 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
430 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Ведение технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения стадий технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука по показаниям КИПиА и результатам анализов;
предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;
уметь:
вести технологический процесс деаэрации, пастообразных композиций, моющих средств под вакуумом;
подавать пасты в гомогенизатор;
создавать вакуум в деаэраторе;
перекачивать пасты в деаэратор, дегазировать;
выгружать, транспортировать и передавать пасты на последующий технологический участок;
наблюдать за равномерной подачей пасты;
вести технологический процесс получения канифольного эмульгатора в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать расплавленную канифоль, фильтровать, подогревать, вести каталитическое диспропорционирование, передавать ее на омыление;
вести технологический процесс диспергирования щелочных металлов в диспергаторах в соответствии с рабочей инструкцией;
раскупоривать тару;
приготавливать навески щелочного металла и парафина;
вести технологический процесс улавливания и выделения парафина и сточных вод;
продувать коммуникации паром;
улавливать парафин и отделять от сточных вод, передавать его в сборники, отстаивать, подогревать, передавать парафин на другие производственные участки;
сбрасывать сточные воды;
вести технологический процесс приготовления клея путем разбавления мыльного плава водой при заданной температуре;
принимать и загружать мыльный плав в расклеиватель, подавать воду на разбавление, перемешивать;
выполнять отдельные операции по ведению технологического процесса формования синтетического каучука в виде ленты на лентоотливочной машине;
принимать и перекачивать латекс на коагуляцию;
приготавливать раствор электролита, коагулировать латекс, подавать раствор серума, латекса, оросительной воды на лентоотливочную машину;
контролировать и регулировать температуру, давление, вакуум-дозирование компонентов;
отбирать пробы, проводить несложные анализы;
подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;
наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;
предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;
вести записи в производственных журналах;
соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;
пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;
проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;
знать:
физико-химические свойства сырья и готовой продукции;
технологические схемы и сущность технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука;
устройства основного и вспомогательного оборудования:
деаэраторов, гомогенизаторов, вакуум-насосов, сборников, фильтров, подогревателей, реакторов, диспергаторов, жироловушек, вентиляторов, лентоотливочных машин и др.;
технологический режим и правила регулирования процесса;
назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;
возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;
правила отбора проб и методику проведения анализов;
правила приема и сдачи смены |
|
|
МДК.01.01. Технологические процессы деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука |
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК.1.1
ПК.1.2
ПК.1.3
ПК.1.4
ПК.1.5
ПК.1.6 |
ПМ.02 |
Ведение технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения стадий технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования по показаниям КИПиА и результатам анализов;
предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;
уметь:
вести технологический процесс хемосорбции дивинила в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать углеводородные фракции, дивинил, охлаждать и поглощать дивинил поглотительным раствором;
проводить десорбцию поглотительного раствора, сепарацию десорбированного дивинила;
отмывать углеводородные фракции от аммиака;
подогревать поглотительный раствор;
вести технологический процесс перегревания паровоздушной смеси углеводородов или водяного пара в соответствии с рабочей инструкцией;
испарять и перегревать пары углеводородов, водяного пара;
распределять пар по секциям пароперегревательной печи;
подавать топливный газ на обогрев печи;
испарять конденсат в котлах-утилизаторах, продувать котлы от солей жесткости;
вести отдельные операции технологического процесса каталитической димеризации ацетилена в моновинилацетилен в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать ацетилен и подавать его в реактор;
подавать кислоты, катализатор в реактор;
приготавливать катализатор;
передавать реакционные газы на разделение;
подавать стабилизатор в систему рассольного охлаждения;
вести отдельные операции технологического процесса гидрохлорирования моновинилацетилена;
принимать и подавать сухой отгонный сырец, стабилизатор, катализатор в аппараты;
приготавливать химические растворы;
охлаждать и сушить хлоропрен-сырец;
загружать осушители хлористым кальцием;
контролировать и регулировать температуру, давление, вакуум-дозирование компонентов;
отбирать пробы, проводить несложные анализы;
подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;
наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;
предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;
вести записи в производственных журналах;
соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;
пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;
проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;
знать:
физико-химические свойства сырья и готовой продукции;
технологические схемы и сущность технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования;
устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования:
холодильников, абсорбционных колонн, конденсаторов, подогревателей, емкостей, испарителей, перегревательных печей, котлов-утилизаторов, паросборников, скруберов, реакторов, гидрохлоринаторов, сепараторов, осушителей и др.;
технологический режим и правила регулирования процесса;
назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;
возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;
правила отбора проб и методику проведения анализов;
правила приема и сдачи смены |
|
|
МДК.02.01. Технологические процессы хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования |
ОК.1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК.2.4 |
ПМ.03 |
Ведение технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства по результатам анализов;
предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;
уметь:
контролировать работу контактных печей при помощи балансовых установок в соответствии с рабочей инструкцией;
подготавливать и собирать балансовые установки, проверять их на герметичность, отбирать через конденсатор контактный газ из коллектора контактной печи;
проводить анализ газа и плотность конденсата;
вести отдельные операции технологического процесса выделения ацетофенона путем дегидратации диметилфенилкарбинола и кристаллизации фракций ацетофенона в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать и загружать сырье;
вести операции дегидратации триметилкарбинола ректификацией ацетофенона;
кристаллизацией фракций ацетофенона, центрифугирования, выгрузки и откачки фильтрата;
вести отдельные операции технологического процесса получения карбинола методом синтеза моновинилацетилена и ацетона в бензольной суспензии едкого калия в соответствии с рабочей инструкцией;
приготавливать смеси моновинилацетилена и ацетона;
подавать смесь в бензольную суспензию едкого калия;
вести синтез карбинола калия и его разложения;
вести разделение углеводородно-щелочного слоя;
вести слив водно-щелочного слоя;
вести отгонку декарбинольной и карбинольной фракции из углеводородного слоя;
вести осушку, стабилизацию, розлив, маркировку карбинола перед отправкой на склад;
вести технологический процесс выделения псевдобутилена из газов после вакуум-мешалок в соответствии с рабочей инструкцией;
вести абсорбцию газов, отгонку, конденсацию, разделение конденсата;
вести передачу псевдобутилена на склад;
сливать воду в емкости;
вести технологический процесс выделения серы путем сжигания сероводорода на бокситовом катализаторе в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать топливный газ, сероводород, проводить каталитическую реакцию серы и дожиг сероводорода и серы;
вести отдельные операции технологического процесса выделения фтористого бора в соответствии с рабочей инструкцией;
принимать олеум, загружать в емкости, взвешивать и подавать в реактор;
загружать борный ангидрид, тетрафторборат калия в реактор;
нагревать и выделять фтористый бор;
вести осушку и откачку в отделении полимеризации;
нейтрализовать реакционную массу;
сливать отработанную щелочь;
приготавливать стабилизатор;
вести технологический процесс охлаждения, отстаивания и передачи жирных кислот по фракциям, жирных спиртов и др. жирных продуктов с помощью вакуума на последующие стадии процесса или на склады;
вести прием продукта из конденсатора, каплеотбойников и дефлегматоров в вакуум-приемники;
отбирать пробы, проводить несложные анализы;
подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;
наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;
предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;
вести записи в производственных журналах;
соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;
пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;
проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;
знать:
физико-химические свойства сырья и готовой продукции;
технологические схемы и сущность технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства;
устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования:
балансовых установок, насосов, емкостей, дегидраторов, ректификационных колонн, кристаллизаторов, центрифуг, дозаторов, конденсаторов, концентраторов, реакторов с мешалкой, сероуловителей, газодувок, печей дожига сероводорода и др.;
технологический режим и правила регулирования процесса;
назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;
возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;
правила отбора проб и методику проведения анализов;
правила приема и сдачи смены |
|
|
МДК.03.01. Техника подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства |
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.6
ПК.3.1
ПК.3.2
ПК.3.3
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.3.7 |
ФК.00 |
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1 - 7
Все ПК |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | ||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) | |||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) | |||||
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272) |
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19 нед./39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники