ФГОС 53.02.01
Музыкальное образование
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.
53.02.01
Музыкальное образование
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Учитель музыки, музыкальный руководитель |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Учитель музыки, музыкальный руководитель |
3 года 10 месяцев |
основное общее образование |
4 года 10 месяцев |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППСЗ |
3510 |
2340 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
702 |
468 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 11
ПК 1.4, 2.6, 4.3 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
186 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
ОК 1 - 11
ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 4.2, 4.3 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. |
372 |
186 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 1 - 11 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
114 |
76 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры;
использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в музыкально-педагогической деятельности;
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности. |
|
|
ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4, 4.1 - 4.3 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2694 |
1796 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1170 |
780 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
основы деятельности классного руководителя; |
|
|
ОП.01. Педагогика |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.3 | |
уметь:
применять знания по психологии при решении педагогических задач;
выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
знать:
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
основы психологии личности;
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
возрастную периодизацию;
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
групповую динамику;
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
основы психологии творчества; |
|
|
ОП.02. Психология |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 4.2, 4.3 | |
уметь:
определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации музыкального образования;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата и его развития;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; |
|
|
ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена |
ОК 3, 10
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3 | |
уметь:
использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие и основы правового регулирования в области образования;
нормы права, регулирующие правоотношения в области образования;
социально-правовой статус учителя;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда педагогических работников;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11
ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 2.7 | |
уметь:
анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;
работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;
рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;
знать:
основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;
основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух;
музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки; |
|
|
ОП.05. История музыки и музыкальная литература |
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |
уметь:
строить основные лады, интервалы, аккорды;
анализировать строение мелодии в форме периода;
определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
определять средства музыкальной выразительности;
строить и разрешать аккорды в четырехголосном гармоническом изложении;
подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;
играть секвенции для распевания;
осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений;
знать:
основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности; |
|
|
ОП.06. Элементарная теория музыки, гармония |
ОК 1, 4, 8,
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |
уметь:
анализировать строение, стилевые и жанровые черты музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи;
использовать данные музыкального анализа в самостоятельной профессиональной работе;
анализировать ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений;
знать:
теоретические основы анализа музыкальных произведений;
особенности строения важнейших музыкальных форм;
методы анализа музыкального произведения; |
|
|
ОП.07. Анализ музыкальных произведений |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |
уметь:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений;
анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знать:
приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах; |
|
|
ОП.08. Сольфеджио |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |
уметь:
создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;
создавать несложные танцевальные композиции;
инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;
знать:
роль ритмики в эстетическом развитии детей;
задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;
детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста; |
|
|
ОП.09. Ритмика и основы хореографии |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 11
ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1524 |
1016 |
|
|
ПМ.01 |
Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации;
составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной образовательной организации;
исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь:
находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;
использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников;
организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;
проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации;
использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга;
анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений;
знать:
психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников:
педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;
содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;
детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника);
методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье. |
|
|
МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5 |
ПМ.02 |
Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях;
планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий;
организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий;
исполнения на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь:
находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся;
использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков и досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;
организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;
проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях;
использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий;
анализировать подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их;
знать:
психолого-педагогические основы музыкального образования школьников:
педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе музыкального образования, механизмы развития мотивации музыкальной деятельности;
содержание современных программ музыкального образования детей в общеобразовательных организациях;
школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников;
методику организации и проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности школьников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей школьников в семье. |
|
|
МДК.02.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях |
ОК 1 - 11
ПК 2.1 - 2.7 |
ПМ.03 |
Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;
управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;
аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам);
аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава;
уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом;
проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;
применять методические приемы вокально-хоровой работы;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором;
подбирать аккомпанемент по слуху;
аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения;
знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;
теоретические основы и методику работы с хором;
классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;
основы хоровой культуры и дирижерской техники;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
методические основы работы над детским песенным репертуаром;
технические и художественные приемы хорового дирижирования;
методические приемы работы с хором;
основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов;
основы фортепианного исполнительства:
различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
средства художественного исполнения инструментальных произведений;
педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;
жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки. |
|
|
МДК.03.01. Вокальный класс |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.4 |
МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором | |||||
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс | |||||
ПМ.04 |
Методическое обеспечение процесса музыкального образования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, составления учебно-тематических планов и рабочих программ на основе образовательных стандартов общего образования и примерных программ общего и дошкольного образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса группы и отдельных обучающихся (воспитанников);
участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете музыки;
оформления портфолио педагогических достижений;
выступления по актуальным вопросам музыкального образования;
уметь:
анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования;
определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательной организации и воспитанников в дошкольной образовательной организации;
осуществлять планирование с учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников);
адаптировать имеющиеся методические разработки;
оформлять кабинет;
готовить и оформлять рефераты, конспекты;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать;
теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;
теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, требования к оформлению соответствующей документации;
современные программы музыкального образования для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования;
логику подготовки и требования к устному выступлению, реферированию, конспектированию |
|
|
МДК.04.01. Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя |
ОК 1 - 11
ПК 4.1 - 4.3 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1512 |
1008 |
|
|
|
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
5022 |
3348 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
16 нед. |
576 |
|
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
93 нед. |
Учебная практика |
16 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
4968 |
3312 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
1008 |
672 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 11
ПК 1.4, 2.6, 4.3, 4.5 | |
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
48 |
ОГСЭ.02. Психология общения |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3, 2.5,
3.2, 3.3 | |
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.03. История |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3 | |
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
264 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
ОК 1 - 11
ПК 1.1, 1.2,
2.1 - 2.3, 3.1,
4.2, 4.3 | |
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни |
528 |
264 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 1 - 11 | |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
186 |
124 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в музыкально-педагогической деятельности;
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; |
|
|
ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4,
4.1 - 4.5 | |
уметь
производить запись и воспроизведение звуковых файлов;
использовать в профессиональной деятельности простые нотные редакторы;
работать с программами звукозаписи:
выбирать тональность, записывать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм-секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания;
знать:
основы преобразования звука в цифровой формат;
основные форматы записи и воспроизведения музыки;
современные нотные редакторы и профессиональные музыкальные программы, использующиеся в звукозаписи и композиции;
основы работы со звуковыми файлами и MIDI-файлами. |
|
|
ЕН.02. Компьютерные технологии в музыке |
ОК 4, 5, 8, 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.7, 3.4, 3.5 | |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3774 |
2516 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1494 |
996 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
основы деятельности классного руководителя; |
|
|
ОП.01. Педагогика |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.7, 3.2, 3.3, 4.1 - 4.5 | |
уметь:
применять знания по психологии при решении педагогических задач;
выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
знать:
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
основы психологии личности;
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
возрастную периодизацию;
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
групповую динамику;
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
основы психологии творчества; |
|
|
ОП.02. Психология |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.6, 3.2,
3.3, 4.2 - 4.5 | |
уметь;
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации занятий музыкой;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; |
|
|
ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена |
ОК 3, 10
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3 | |
уметь:
использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие и основы правового регулирования в области образования;
нормы права, регулирующие правоотношения в области образования;
социально-правовой статус учителя;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда педагогических работников;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11
ПК 1.1 - 1.3,
1.5, 2.1 - 2.5, 2.7 | |
уметь:
анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;
работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;
отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;
рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;
проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения на основе пройденного материала;
знать:
основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры, характерные признаки стилей и направлений;
основные музыкальные жанры и их историческое развитие;
закономерности исторического развития музыкальной культуры;
биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки;
жанровые и стилевые особенности пройденных музыкальных произведений, их основные темы на слух; |
|
|
ОП.05. История музыки и музыкальная литература |
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |
уметь:
строить лады, интервалы, аккорды;
анализировать строение мелодии в форме периода;
определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
определять средства музыкальной выразительности;
строить и разрешать аккорды и их последования в четырехголосном гармоническом изложении;
подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;
играть секвенции для распевания;
осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений в связи с их стилевыми и жанровыми особенностями;
знать;
основные элементы музыкального языка, основы голосоведения, разновидности фактур, основные гармонические закономерности и приемы; |
|
|
ОП.06. Элементарная теория музыки, гармония |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3, 2.5,
3.4, 3.5 | |
уметь;
анализировать тематические, ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений с учетом их жанровых и стилистических черт;
анализировать средства музыкальной выразительности произведений гомофонного склада, полифонические произведения для хора и фортепиано;
проводить анализ строения, стилевых и жанровых черт музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи;
использовать данные музыкального анализа в профессиональной деятельности;
знать:
теоретические основы анализа музыкальных произведений;
особенности строения важнейших музыкальных форм;
методы анализа музыкального произведения;
основные виды музыкальной фактуры:
гомофонию, полифонию, виды полифонии (подголосочную, контрастную, имитационную);
виды контрапункта (простой и сложный);
двойной контрапункт;
имитационные формы (канон, инвенцию, фугу, фугетту, фугато);
особенности полифонии в современной музыке; |
|
|
ОП.07. Анализ музыкальных произведений |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3, 2.5,
3.1 - 3.5 | |
уметь:
точно интонировать звукоряды гаммы, ступени лада, аккорды, мелодию;
анализировать на слух одно -, двух-, трехголосие, гармоническую вертикаль, воспроизводить их на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений;
анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом:
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знать:
приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования во всех употребительных размерах |
|
|
ОП.08. Сольфеджио |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3, 2.5,
3.1 - 3.5 | |
уметь:
создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;
создавать несложные танцевальные композиции;
инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;
знать:
роль ритмики в эстетическом развитии детей;
задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;
детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста; |
|
|
ОП.09. Ритмика и основы хореографии |
ОК 1, 4, 8
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3, 2.5 | |
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 11
ПК 1.2, 2.2,
2.3, 3.1 - 3.4,
4.1 - 4.3 | |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2280 |
1520 |
|
|
ПМ.01 |
Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации;
планирования и организации музыкальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, использования музыки в повседневной жизни дошкольной образовательной организации, обсуждения результатов наблюдения, анализа и самоанализа в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
педагогического наблюдения за музыкальным развитием дошкольников, организацией их музыкального образования в дошкольных образовательных организациях;
уметь:
находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных форм организации музыкальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;
использовать разнообразные методы и средства организации музыкальной деятельности дошкольников на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;
проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального образования в дошкольных образовательных организациях;
использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий;
осуществлять педагогический контроль за музыкальным развитием дошкольников;
анализировать процесс и результаты музыкального образования дошкольников, отдельные занятия, досуговые мероприятия, корректировать и совершенствовать их;
знать:
психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников:
педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;
концептуальные основания и содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;
детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
методы и приемы работы над развитием музыкальной культуры, музыкально-теоретической грамотности и музыкального слуха воспитанников;
характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника);
методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
способы и средства создания в дошкольных образовательных организациях музыкальной образовательной среды;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье. |
|
|
МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях |
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5 |
ПМ.02 |
Преподавание музыки и организация музыкальной деятельности в общеобразовательных организациях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов проведения уроков музыки, внеурочных музыкальных мероприятий, занятий школьного музыкального объединения/кружка в общеобразовательных организациях;
планирования уроков и занятий, разработки совместно с обучающимися сценариев внеурочных мероприятий;
организации и проведения уроков музыки в начальных и средних классах общеобразовательных организаций;
организации в общеобразовательной организации внеурочной музыкальной деятельности, в том числе работы школьного музыкального объединения/кружка, досуговых мероприятий;
исполнения на уроках/занятиях /досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки, досуговых мероприятий, занятий школьного музыкального объединения/кружка, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь:
находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных форм организации музыкальной деятельности детей в общеобразовательной организации;
отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся;
использовать разнообразные методы и средства обучения и воспитания при проведении уроков, занятий, досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам, репетиционную работу детского самодеятельного музыкального объединения (хора, ансамбля, оркестра);
проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях;
использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий;
анализировать процесс и результаты музыкального образования, подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их;
знать:
психолого-педагогические основы музыкального образования школьников;
педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития;
концептуальные основания и содержание современных программ музыкального образования в общеобразовательных организациях;
школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара:
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников;
методику организации и проведения уроков музыки, занятий, досуговых мероприятий в общеобразовательной организации, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности обучающихся (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);
методические основы организации детского самодеятельного музыкального объединения (хора, оркестра, ансамбля), специфические особенности школьной хоровой работы, работы с музыкальным ансамблем, оркестром;
методы и приемы развития музыкального слуха музыкальной культуры, музыкально-теоретической грамотности обучающихся;
основы теории и методики начального обучения детей игре на музыкальном инструменте;
основы теории и методики работы с оркестром детских музыкальных инструментов;
основы теории и методики работы с детским вокально-хоровым коллективом;
основы теории и методики работы с детским вокальным ансамблем;
основы теории и методики организации детского фольклорного ансамбля и оркестра (ансамбля) народных инструментов;
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. |
|
|
МДК.02.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях |
ОК 1 - 11
ПК 2.1 - 2.7 |
МДК.02.02. Теория и деятельности школьного самодеятельного музыкального объединения | |||||
ПМ.03 |
Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;
управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;
аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам);
аранжировки произведений педагогического репертуара для различных составов, в том числе смешанных вокально-инструментальных;
уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
применять методические приемы работы дирижера над партитурой;
использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки в передаче художественного образа при управлении детским вокально-хоровым коллективом;
проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;
применять методические приемы вокально-хоровой работы;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
использовать приемы и средства в выработке ансамблевой звучности и убедительных художественных результатов;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара, передавая эмоциональный строй и стилевые особенности произведения;
владеть культурой фортепианного исполнительства;
читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором, другим инструментом;
подбирать аккомпанемент по слуху;
аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения;
знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса, разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;
теоретические основы и методику работы с хором;
классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;
теоретические и методические основы хоровой культуры и дирижерской техники;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
методические основы работы над детским песенным репертуаром;
технические и художественные приемы хорового дирижирования;
методические приемы работы с хором;
основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных составов, в том числе, смешанных вокально-инструментальных;
основы фортепианного исполнительства:
различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
средства художественного исполнения инструментальных произведений;
педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;
жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки;
специфику ансамблевой деятельности;
методы и приемы работы над произведениями педагогического репертуара различных стилей и жанров. |
|
|
МДК.03.01. Вокальный класс |
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.5 |
МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором | |||||
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс | |||||
МДК.03.04. Аранжировка музыкальных произведений | |||||
ПМ.04 |
Методическое обеспечение процесса музыкального образования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ общего и дошкольного образования с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся (воспитанников);
участия в создании предметно развивающей среды в кабинете музыки;
изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам музыкального образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в области музыкального образования;
уметь:
анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования;
определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников в дошкольной образовательной организации;
осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся (воспитанников);
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;
теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях и требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий музыкального образования;
концептуальные основы и содержание примерных программ музыкального образования для дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. |
|
|
МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя музыки и музыкального руководителя |
ОК 1 - 11
ПК 4.1 - 4.5 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно) |
2160 |
1440 |
|
|
|
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
7128 |
4752 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
18 нед. |
648 |
|
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.5 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Обучение по учебным циклам |
132 нед. |
Учебная практика |
18 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
32 нед. |
Итого |
199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
Поиск
Поиск по ИНН
Проверка контрагента
Конвертеры
Изменения классификаторов
Классификаторы общероссийские
Классификаторы международные
Справочники