Главная > Профстандарты

Профстандарт: 01.001

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

01.001

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный N 30550

Профессиональный стандарт

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Редакция с учетом изменений и дополнений на 5 августа 2016 года

   
 

1

 

Регистрационный номер

 

I. Общие сведения

     

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование

 



01.001

(наименование вида профессиональной деятельности)

 

Код

 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

 

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

 

Группа занятий:

       

2320

Преподаватели в средней школе

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

2340

Преподаватели в системе специального образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения

3310

Преподавательский персонал начального образования

   

(код ОКЗ)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

_______________
Общероссийский классификатор занятий.


Отнесение к видам экономической деятельности:

   

80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

(код КВЭД)

(наименование вида экономической деятельности)

_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

           

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалифи-
кации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Педагогическая деятельность по проектированию

6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/01.6

6

 

и реализации образовательного процесса в

образовательных

 

Воспитательная деятельность

А/02.6

6

 

организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

 

Развивающая деятельность

А/03.6

6

В

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных

5-6

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

В/01.5

5

 

программ

 

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

В/02.6

6

     

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

В/03.6

6

     

Модуль "Предметное обучение. Математика"

В/04.6

6

     

Модуль "Предметное обучение. Русский язык"

В/05.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 

3.1. Обобщенная трудовая функция

           

Наименование

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Код

А

Уровень квалификации

6

           

Происхождение обобщенной

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

   

трудовой функции

   

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Возможные наименования должностей

Учитель,
Воспитатель

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем


Дополнительные характеристики

     

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

 

2340

Преподаватели в системе специального образования

 

3310

Преподавательский персонал начального образования

 

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

 

3330

Преподавательский персонал специального обучения

ЕКС

-

Учитель

Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

_______________
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 года N 18638).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

3.1.1. Трудовая функция

           

Наименование

Общепедагогическая функция. Обучение

Код

А/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

 

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

 

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

 

Планирование и проведение учебных занятий

 

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

 

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

 

Формирование мотивации к обучению

 

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

 

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

 

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

 

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Владеть ИКТ-компетентностями:

 

общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

 

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

 

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

 

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

 

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

 

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

 

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

 

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

 

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

 

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

 

Конвенция о правах ребенка

 

Трудовое законодательство

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

3.1.2. Трудовая функция

           

Наименование

Воспитательная деятельность

Код

А/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

 

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

 

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

 

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

 

Проектирование и реализация воспитательных программ

 

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

 

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

 

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

 

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

 

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

 

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

 

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

 

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

 

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

 

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

 

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

 

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

 

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

 

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

 

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

 

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

 

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

 

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

 

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

 

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

3.1.3. Трудовая функция

           

Наименование

Развивающая деятельность

Код

А/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

     

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

 

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

 

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

 

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

 

Оказание адресной помощи обучающимся

 

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

 

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

 

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

 

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

 

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

 

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

 

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

 

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

 

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

 

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

 

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

 

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

 

Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

 

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

 

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

 

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

 

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

 

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

 

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

           

Наименование

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

Код

В

Уровень квалификации

5-6

           

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

   
       

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Возможные наименования должностей

Учитель, Воспитатель

   

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем


Дополнительные характеристики

     

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

 

2340

Преподаватели в системе специального образования

 

3310

Преподавательский персонал начального образования

 

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

 

3330

Преподавательский персонал специального обучения

ЕКС

-

Учитель
Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

 

3.2.1. Трудовая функция

           

Наименование

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Код

В/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

 

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

 

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

 

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

 

детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

 

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

 

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

 

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

 

Формирование психологической готовности к школьному обучению

 

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

 

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

 

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

 

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

 

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

 

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

 

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

 

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

 

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

 

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

 

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

 

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

 

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

 

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

 

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

3.2.2. Трудовая функция

           

Наименование

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Код

В/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

 

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

 

Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

 

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

 

Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

 

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

 

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

Необходимые умения

Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

 

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

 

Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Необходимые знания

Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

 

Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

 

Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

 

Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

 

Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

           

Наименование

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Код

В/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

 

Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

 

Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

 

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

 

Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения

 

Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения

 

Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Необходимые умения

Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

 

Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения

 

Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой

 

Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение

 

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую

 

Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности

 

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе

 

Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)

 

Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования

 

Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

 

Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

 

Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками

 

Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

Необходимые знания

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)

 

Программы и учебники по преподаваемому предмету

 

Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности

 

Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

 

Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

 

Основы экологии, экономики, социологии

 

Правила внутреннего распорядка

 

Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

3.2.4. Трудовая функция

           

Наименование

Модуль "Предметное обучение. Математика"

Код

В/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность

 

Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств

 

Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики

 

Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)

 

Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример

 

Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий

 

Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления)

 

Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики

 

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно

 

Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам

 

Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.

 

Развитие инициативы обучающихся по использованию математики

 

Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации

 

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов

 

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях

 

Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся

 

Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий

 

Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики

 

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания

 

Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных

 

Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения

 

Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности

 

Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения

Необходимые умения

Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

 

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения

 

Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи

 

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)

 

Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации

 

Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом

 

Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)

 

Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях

 

Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.

 

Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала

 

Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)

 

Квалифицированно набирать математический текст

 

Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся

 

Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов

 

Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)

 

Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры

Необходимые знания

Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики

 

Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений

 

Теория и методика преподавания математики

 

Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

3.2.5. Трудовая функция

           

Наименование

Модуль "Предметное обучение. Русский язык"

Код

В/05.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

           

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

   
     

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

   

Трудовые действия

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации

 

Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"

 

Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода ("народной лингвистики")

 

Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций

 

Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции

 

Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате

 

Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства

 

Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.

 

Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся

 

Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов

 

Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)

 

Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка

 

Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав

Необходимые умения

Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному

 

Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы

 

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона

 

Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся

 

Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики

 

Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека

Необходимые знания

Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики

 

Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений

 

Теория и методика преподавания русского языка

 

Контекстная языковая норма

 

Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской
психолого-педагогический университет"

Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

   

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109

Поиск

Поиск по ИНН

Проверка контрагента

Конвертеры

Изменения классификаторов

Классификаторы общероссийские

Классификаторы международные

Справочники

© classinform.ru | Контакты
Политика в отношении обработки и защиты персональных данных

Рейтинг@Mail.ru